пятница, 9 мая 2014 г.

Александр Болдачев об интеллекте: оправдан ли машинный подход?

На сайте "Философский штурм" опубликовано видео "Интеллект в эволюционной иерархии"

Подзаголовок названия поста - мой вопрос: "А оправдан ли машинный подход к интеллекту?!" 

9 комментариев:

ASMatur комментирует...

Давайте начнем с того, что, как отметил директор Института философии академик А.Гусейнов, в философии человека мир остановился на последнем слове, сказанном Аристотелем. После него философия в познании человека как Человека не продвинулась ни на йоту. Именно в те времена Аристотель в природе человеке выделил три сущности: энтелехия + тело + душа (псюхе)...

С некоторых пор наука изучает "тело" - физиология, и "душу" -психология. Религиозное духовенство вместе с психологами прославляют духовность, распространив её и в "симовы шатры" (вспомним времена Ноя, когда Ной, будучи с бодуна, со зла заселил Иафета в шатер Сима)...

Теперь вот взялись создавать ИИ - искусственный интеллект, не разобравшись с ИЕ - интеллектом (энтелехией) естественным...

Это чисто технический проект, и какого черта туда полез Александр Болдачев со своей философией, мне не понятно. Занялся бы лучше проблемой интеллектуальности человека, а не машины...

Насчет вопроса "оправдан ли машинный подход?", даже не сомневаюсь - конечно оправдан! Но это дело технарей, и пусть они стараются получить какой-то технический результат "разумной машины" - все-таки ХХI век!..

Но Человек это не мыслящая машина, а живое телесное существо, способное обладать Интеллектуальностью и Духовностью. Однако обе эти вещи зависят от ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - на Практическом Искусстве, и от ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - на Практической Науке...

Другого пути человеческого развития Человека я не вижу...

Анна Н. комментирует...

Как все верно, Анатолий Сергеевич!
Да, энтелехия - это условия возможности Труда. Без нее - только деятельность ("фуета", как говорила у нас одна умная женщина), только работа...

И доклад Кристины - прекрасная иллюстрация, освещение этой темы.
Повторять или творить?

Создание ИИ - это работа или труд?
Будет ли воспитанник Школы Самопознания А. С. Никифорова заниматься созданием ИИ?

ASMatur комментирует...

Дело в том, что по большому-то счету интеллект естественный (ИЕ) не может быть НЕ искусственным, ибо Как учил Коменский, воспитание человека есть в высшей степени искусство. Мы лишь добавляем, что интеллектуальное воспитание человека может осуществляться исключительно при посредстве ИСКУССТВА в трех его Ипостасях: Искусство Живописи и Искусство Музыки и Искусство Слова...

Может ли машина синтезировать эти три вещи в своем механизме? - уже здесь баааальшой вопрос вообще...

Поэтому все разговоры о якобы ИИ упираются в возможность создания машинной ЛОГИКИ. Но логика - это всего лишь одна из форм разновидностей мышления. Но причем здесь интеллект? - который есть прежде всего ИСКУССТВО!!!
ИЖ и ИМ и ИС! Три Ипостаси Единого...

Анна Н. комментирует...

Да, я согласна с Вами.
Спасибо.

Анна Н. комментирует...

Анатолий Сергеевич, кстати, для искусства важны Трое, а не один: Творец, Творение и Видящий. Само по себе "без расшифровки" - искусство - ничто. И, можно сказать, Искусство - высшая форма разума, интеллекта. Так?

ASMatur комментирует...

Дело в том, что по большому-то счету интеллект естественный (ИЕ)не может быть НЕ искусственным, ибо Как учил Коменский, воспитание человека есть в высшей степени искусство. Мы лишь добавляем, что интеллектуальное воспитание человека может осуществляться исключительно при посредстве ИСКУССТВА в трех его Ипостасях: Искусство Живописи и Искусство Музыки и Искусство Слова...

Может ли машина синтезировать эти три вещи в своем механизме? - баааальшой вопрос вообще...

Поэтому все разговоры о якобы ИИ упираются в возможность создания машинной логики. Но логика - это всего лишь одна из форм разновидностей мышления. Но причем здесь интеллект, который есть прежде всего ИСКУССТВО! ИЖ и ИМ и ИС!

Анна Н. комментирует...

Нельзя воспитать не-человека, чтобы он стал человеком. Хотя, дерзать можно :) В человеческой породе изначально заложена возможность Искусства, Творчества. Поэтому воспитание - это естественный процесс. Образ пробуждения, роста, а не конструирования "из ничего".
Поэтому и навредить можно воспитанием, если оно без мудрого начала..

ASMatur комментирует...


Мудро сказано.
Но именно так: ибо это называется "легко перемудрить"...
Ну, так и что? Отказаться от воспитания, как это советует мудрый Григорий Лазаревич? :)

Анна Н. комментирует...

Думаю, - нет. Воспитывать нужно примером и совместной деятельностью, совместным творчеством (со-творчеством). В этом процессе выявляются все недостатки сразу.
И в зрелом возрасте. И тут выбор: либо человеку дерзать измениться - каждому человеку, либо всем друг к другу приспосабливаться просто и создавать среду... кхм.. Пребывания, а не Развития.
Развитие взрослого зиждется на готовности жертвовать своим несовершенством. А это - не просто. Только Мудрый может различить в каждом Человека (будущего) и подвести каждого к "самому себе". (причем, не без помощи Бога (иногда и - случая), кажется.