пятница, 18 октября 2013 г.

Свидетели времени. Дочь философа Шпета. 01 (ls)




В фильме есть интересный эпизод: о строительстве кооперативного дома для интеллигенции МХАТа и др. 
Свобода в ее разумных пределах еще была возможна... И звонарь-то тише стал звонить рядом с "домом актеров, которые поздно ложатся спать"  (хотя, Качалов, наоборот, любил, когда громко звонят...). Тонкий момент, красивый. 



понедельник, 14 октября 2013 г.

Почему "лес-Т-ница"?

Название блога изменено с "Человека размышляющего" на "лес-Т-ница: Человек размышляющий"


Причина: введение в пространство нашего метатекста концепта, связанного с древним символом лестницы, как пути одновременного восхождения-нисхождения.
Одним словом, лестница - это пространство изменения






В философии этому концепту может соответствовать, например, философия развития, которая имеет свои закономерности, свои особенности. В философии развития человек не мыслится неизменной данностью, в ней человек - это не идея, не состояние, а процесс. 

В найденном нами фильме летчика-космонавта Ю. Батурина "Лестница в небо" дается наглядный образ того нечеловеческого труда, который должен быть совершен, прежде чем появится возможность "выйти в небо". Труд философа по осознанию себя, видимо, не менее труден, не менее ответственен!


В своей интерпретации я связываю символ лестницы  с  символом радуги, во многом следуя и личному пути, и обращая внимание на то, какое значение придают радуге в древних религиях. 


 В слове "лестница" -  как Вы видите, особо выделена буква "Т". 


Один из смыслов : размышление - это движение. Мыслить можно "вверх" и "вниз".


Философия - занятие "энергийное". Мысль - производит работу. 
И эта работа может быть как положительной (по отношению к философии, т.е., мысль может приближать к самому себе), так и отрицательной (уводящей от сути). 


Два направления движения мысли обозначены двумя цветами: черным и белым. 


            Философ, размышляющий только "вверх", вовне, никогда не возвращается к самому себе и ... гибнет. Сходит с ума, не выдерживая суровой хватки сфинксовых когтистых лап, испепеляется в лучах жгучего Солнца Правды, подобно Икару, превращаясь в черный огарок. 

             Философ, иногда размышляющий вглубь и вниз, ищущий истоки, причину, природу, сущность - иногда достигает важного места и обретает силу "внутреннего огня", когда во тьме незнания зажигается свет его собственной мысли, когда в хаосе сущего начинают различаться силуэты, фигуры бытия (среди них - Главная), угадываются вечные образы: все это свидетельствует о рождении существа, обладающего "умными чувствами", о появлении призрака того, кто является целью Развития.


Зрение в моем понимании - имеет аналогию не с видимым светом, но, скорее - с прозрачностью.  

Потому я не говорю, что движение "к свету" - это верный путь. Он - ослепляет. Движение к "самой истине", к "самой вечности" - ложные пути... (см. рассказ "Путь к Свету")  

              Т - символ прочности. Это - свая, столп. 
Т - напоминает и крест и менору и остов весов. В слове "лестница" я пишу ее серым цветом. Серый - свидетельствует о прозрачности, о смешении (см. выше) черного и белого воедино. Т сообщает, что найдена точка "соединения", "совпадения" верха и низа, горизонтального и вертикального, холодного и горячего, левого и правого и т.д.) 

Т - монотонность. Моно - тонность. Весомость единицы, в которой - два начала - "да" и "нет" - объединены, слиты. Т - Троица явленная. Жизнь. Как вариант - есть мягкое указание на желтый и зеленый цвет. 

 В "Т"  вертикаль словно бы "прервана" горизонталью: это символ аскетизма (насколько я знаю, "Т" - называют "крестом Великого Антония", основателя египетского монашества, он есть символ пустынного отшельничества). Аскет ограничивает и "верхнюю планку" неким пределом. Отшельник, странник - не царь в порфире и парче. 



   Получается,  в "моем" слове "лес-Т-ница", "Т" - это - не столько буква, сколько - символ. В этом символе явлена сила и "центральности", "срединности", и - равновесия, и - "вертикальности", и "горизонтальности" (синтезированных воедино). Вертикаль в "Т" - не устремлена снизу-вверх дерзко, подобно шпилю католического храма, но - выполняет естественную функцию поддержания "верха", отделенного от "низа", не только как разлучения,  но как соединения в одно целое.  

              
              Кому-то может показаться символичным разбитие слова на две неравные части (из трех и из четырех букв). По этому поводу я ничего сказать не могу.