пятница, 27 декабря 2013 г.

Загадка Н. А.

Однажды, когда проводила в библиотеке мероприятие, посвященное о. Павлу Флоренскому, пребывая в приподнятом настроении (из-за того, видимо, что удалось что-то понять из мысли Павла Александровича), сказала ребятам, что можно стать участниками *некоей* "Философической лаборатории". Один из студентов откликнулся на мои слова и мы обменялись мыслями по этому поводу.

Н. А. (инициалы моего собеседника), посмотрев видео "Идея Философической лаборатории", на мой взгляд, довольно удачно, раскрыл важные ассоциации, которые я, по-видимому, и хотела пробудить у зрителя: 


"Посмотрел видеоролик. Он мне понравился. Весьма прослеживается концепт ФЛ. 
Выделил три идеи, по одной на фрагмент из фильма: 

Леонид Енгибаров. Лестница

Лестница
Однажды я встретился с лестницей. Это была лестница, ведущая вверх, по которой так часто скатываются вниз. Мы долго беседовали с ней, и я многое понял из ее рассказов.
Ошибаются те, кто думает, что главное в жизни человека — дороги. Нет, главное — лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся (не всегда и не все самостоятельно), по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным. Оттуда мы больше видим, и все видят нас. После чего очень важно бывает определить, стоит ли подниматься выше и по какой лестнице, или лучше вызвать лифт и передвигаться то вверх, то вниз, в зависимости от механизма моды, общественного мнения, да мало ли чего, что управляет капризным лифтом.
Есть еще любители взбежать, отдав все силы сердца и мозга, на самый верх самых коварных и шатких лестниц, а оттуда съехать по перилам, испытывая наслаждение от оваций за безрассудство и храбрость. Здесь есть опасность не удержаться в конце и шлепнуться, но у того, кто спускается по перилам такой лестницы, дух захватывает и кружится голова. А аплодирующие?
Они же собираются не ради падения.
Да, главное в нашей жизни — лестницы, потому что ведь в конце любая дорога — это та же лестница, только вначале незаметная. И особенно опасны кривые, когда из-за поворотов не чувствуешь, что опускаешься все ниже и ниже.
Вот что рассказала мне старая лестница, ведущая вверх, которая очень страдала, когда по ней скатывались вниз.
Не обижайте лестницы!
                                                                                          Леонид Енгибаров. 

вторник, 24 декабря 2013 г.

Искусственная универсализация и естественное приобщение Целому

К радости, небольшой комментарий, оставленный А. М. буквально "раскрыл мне глаза" на проблему универсализации.

Целью универсализации является "соединение" разрозненных частей, областей знания в одно целое, по сути, - создание чудовища Франкенштейна.

Моей целью (если хотите, самовоспитания - САМО-ВОС-ПИТАНИЯ - слово-то какое!) является достижение состояния ПРИЧАСТИЯ - но не тому миру, что создан франкенштейнами, - а БЫТИЮ.

Дополню размышление потом. 

воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Новый жанр : диалог - импровизация

Здравствуй, читатель.
Сегодня я решила попробовать новый жанр.
Нет времени писать длинные статьи - надо читать, учиться (писать длинные статьи), думать...

Вот я и решила попробовать себя в коротком парадоксальном диалоге (сама придумала жанр, но, возможно, снова  изобрела велосипед)...  


Тема: универсализация, университет, образование, Человек. 
Зацепки: universitas - множество, совокупность, общность. Universalis - всеобщий, всеобъемлющий. 

Разговор на Новогоднем пире(-у) ( о политике говорить запрещено). 

- С университетом-то - кризис. Не годится современная универсализация ни к черту. 
- Ну, вы поторопились с выводами... Чем я вам - академик! - плох?... Тэ-э-экс...   Рождественского гуся еще не пробовали! Дайте-ка ножку положу.
- С удовольствием отведаем. Да с яблочками внутри! Хорош гусь! А, все-таки, никуда не годна эта ваша универсализация...  Жирноватый будет гусь для моей печени, жаль... 
-  Ничего-ничего.. Я вам, чтобы все переварилось как надо - таблеточку дам... Да что же вы так ополчились на высшую-то школу?!
-  Не я... Это печень моя ополчилась... Нет сил такой объем информации в такое количество часов впихнуть. Уж я и схемы им, и конспекты по конспектам... Не принимают головушки! 
-  Ну, это да. Измельчал современный человек.... Измельчал... Не зреют у него самого Вопросы глобальные, не зреют... Не жаждут истины, брат... Есть, конечно, единицы... А массам - им.. им "хлеба и зрелищ". А как ты, понимаешь, возьмешь истинное, если руки-то не протянешь пустые, свободные от стереотипов и мнений разных... 
- Вот и я о том говорю! Суем мы студентам в головушки, забитые всяким скарбом, дорогие вещи, а цены на них они и не знают и смеются над нами и распинают... Ценнее им сейчас, брат мой, освобождаться от барахла... 
- Дело говорите. Так в чем же кризис универсализации? Мы-то, вроде, как надо работаем... 
- Нужно, друг мой, сначала пространство внутреннее подготовить у студентов. С малых лет. Чтобы была у них ... непочатая целина универсума в голове. Чтобы и поля, и леса, и горы, и неба лазурь, и моря синь, и родителей любовь, и звездная бездна - все это внутри них прежде обрисовалось бы в самых простых непосредственных и чудесных красках и чертах...  и жило бы своей жизнью... А потом бы они  и спросили самого себя: а кто же это, зачем меня таким миром-то чудным наградил? Вот с этого и пойдет *универсализация... И заработает уже мысль, завертятся жернова ее, понадобится для них зерно из рук Учителей... 
- Хорошо говорите. Эх. И для меня, пожалуй, жирен этот гусь. Возьму-ка я просто яблочко...