пятница, 26 июля 2013 г.

Бронзовый век новой элиты: озарение А. Дугина

Несколько слов о теме, поднятой А. Г. Дугиным в программе "Эскперт"

Тезис: были в России и Золотой век русской культуры, и Серебряный век... Но Бронзовый век (экстраполируя) - никак не может начаться, состояться, "выродиться"...

Вопрос: Почему?



Ответ: Нет встречи Логоса и русского народа (что отражается в отсутствии Русской идеи), так как эту встречу должна обеспечивать интеллектуальная элита. Такие встречи связаны со всплесками развития русской культуры. Сегодняшняя  элита (обладающая властью и средствами?) - зациклена на самой себе, на упрочении и сохранении своего "статус кво": она занята вопросами насущными, прагматическими, важными только для себя самой.  

Но этой "неправильной элите" (не элите?! - JennyN) уже противостоит "альтернативная элита". Кто к ней относится? - 

"Одиночки, бросающие вызов судьбе и холуйским элитам". Герои нового Бронзового века.
А. Дугин предлагает объединиться (новой элите, наверное?) вокруг идеи Воображения, а, точнее - вокруг его журнала  "Имажинер".

Вот так последовательно Александр Гельевич "тянет одеяло на себя" в чаянии овладеть Центром. Достойно уважения, несмотря на зашкаливающую за пределы корректного поведения самоуверенность...

И как тут не подумать об идеях, развиваемых А. С Никифоровым... Воображение - хорошо, отлично... Но....  разве этого достаточно?! 

вторник, 23 июля 2013 г.

Три шага, ведущие в бессмертие. Шаг второй: Что есть духовность?

Последнее сообщение о кризисе интеллигенции стало причиной некоторой паузы в моих "далеко идущих" мыслях и публикациях. Думаю, в этом нет ничего плохого. В течение этого времени я читала "Философию свободы" Н. А. Бердяева, который противопоставляет в своей книге умозрительную (несвободную) философию и религиозную, питающуюся опытом живого общения с Истиной (Богом), также, я  занималась изучением биографии свт. Тихона Задонского, русского подвижника и просветителя...

На странице ВФО "Триумф" - опубликован фильм "Кто есть Бог?" (можно пройти по ссылке) - по докладу А. И. Иванова (позволила себе чуть видоизменить название темы выступления, приношу свои извинения).

Так получилось, что две темы: свобода философии и вопрос о Боге - подвели меня к мысли опубликовать вторую часть статьи А. С. Никифорова "Три шага, ведущие в бессмертие" - где раскрывается понятие "духовность" в контексте философии Анатолия Сергеевича. Обращаю внимание читателей, что в статье говорится не о "чистой духовности", но о "социальной духовности". В конце статьи - мысль об "абсолютном бессмертии", которое противопоставляется "бытовому" (эгоистическому?).

Во второй части автор делает попытку "примирить" извечную борьбу двух чистых начал -  "духовного" и "телесного" в человеке -  путем снятия понятия "духовное" и замены его на "интеллектуальное" и "социально-духовное"... Это очень тонкий момент, к нему нужно отнестись с пониманием... 


Итак, вторая часть статьи А. С. Никифорова:

(...)

ΙΙ. Теперь несколько слов о том,
что мы разумеем под словом «духовность».

Как и в первом случае, здесь следует столь же ясно и до конца осознать что все, связанное с решением социальных задач, где должны быть задействованы все производительные силы общества, традиционно относится к сфере духовного. То есть сюда относятся такие важнейшие, вернее, глобальные факторы современного общества, как Труд, Экономика и Политика. Именно здесь концентрируется и проявляется дух народа, национальный дух. В этом «ансамбле производственно-экономических человеческих отношений» (почти, по Марксу) формируется и душа человека и дух общества

Вот почему именно на этой базе мы определяем и такое понятие как социальная «духовность» гармонично развитой личности. Мы говорим:

«Социальная духовность» есть философская категория, определяющая гражданский статус человека, участвующего в трудовых, экономических и политических отношениях.

Заметим, что мы намеренно употребляем термин «социальная духовность», имея в виду не религиозную духовность от слова Дух («Дух есть Бог»), а социальное, т.е. духовное, состояние человека в человеческом обществе…

*    *
*
Итак, на вопрос «Что такое Человек?» мы ответили, что это не есть некая абстракция, или нечто невнятное и невразумительное в определении его как понятия, и не просто индивид, развившийся из обезьяны, а только такой человеческий индивид, который предстает перед обществом как личность, гармонично развитая в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении.

Также мы определили, что такое интеллект и интеллектуальное воспитание и что такое социальная духовность и духовно-социальное образование. 

Ведь это же ясно, что социальную духовность в человеке нужно именно «образовывать», и что это можно осуществлять лишь в национальной образовательной системе. Разве не Аристотель замечал, что даже статуя, «образующая» человека, отображает то, «насколько образованным является ее ваятель»...

Разобравшись с интеллектуальным и духовно-социальным, теперь следует разобраться и с физическим развитием. Но прежде - несколько слов о тех трудностях, которые легко обнаруживаются в представлениях о развитии человека в традиционной системе образования при современном его понимании, когда в человеке выделяют лишь физический  и/или  духовный аспекты…

Слово «физический» означает «вещественный», т.е. материальный. На основании этого значения «материалисты» совершенно справедливо доказывают, что первична материя, тело. А как же может быть иначе?  Ведь все мы верим своим глазам, ибо визуально в человеке видим в первую очередь именно то, что собственно и представляет его «тело», - то есть его живой организм. Но когда нам приводят фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - мы понимаем, что физическое тело – это одно, но под «человеком» как понятием скрывается несколько иная его сущность…

Слово «духовный» означает, что в любом человеке еще имеется его живая «душа». Вот она-то, по преданиям, и обладает способностью «осуществляться» в человеке еще до его «физического рождения», и которая, стало быть, образуется прежде, нежели сама плоть. И что первоначально она возникает как «божественная идея», отчего и происходит слово «идеальное». И теперь уже «идеалисты», с логической точки зрения тоже совершенно справедливо, убеждают, что первична идея, «разумная душа», дух, или сознание…

Под воздействием этого спора философов (выявляя, что первично: тело или душа?) человеческое общество разделилось на два лагеря. Таким образом, распри между людьми стали носить не только религиозный характер, но и научный, что постепенно и привело к формированию научного «материалистического» мировоззрения…

Именно на его поприще возникли и нашли прибежище новые научные направления, изучающее разум, душу и духовность человека. И в первую очередь такие предметы, как психологиясоциология и педология.

Однако появляется все больше фактов, доказывающих, что следование в этих направлениях лишь усугубляет ситуацию в решении проблемы самопознания, так как именно они все более запутывают уже накопленные знания о человеке как Человеке.
Причина одна и та же: все научные направления основаны на естественно научном тезисе, что человек есть высшая форма развития жизни на земле, что, стало быть, сделан он “из праха земного”, и потому главное в нем – его животный организм!

Теперь надо найти в себе мужество и объявить, что именно в этом утверждении, по-видимому, как раз и заключается не только главное недоразумение, но и главное научное заблуждение, отчуждающее человека от самого себя как Человека!

Потому что в человеке 

главным и определяющим его как Человека являются его Интеллект и его социальная Духовность, что определяется и доказывается исключительно через Философию!


Здесь надо задержать внимание на следующем сколь деликатном, столь и показательном моменте. Когда мы читаем в Священном Писании часто цитируемую религиозными деятелями мысль о том, что Помышления плотские ведут к смерти, а помышления духовные - к жизни вечной, - мы должны ясно представлять, что перед нами не что иное, как явное противопоставление физиологического и духовного аспектов человека – одного против другого (tet-a-tet). Но столь же ясно мы должны представлять и то, что в этом противопоставлении никогда не будет «победителя», ибо даже в идеальном случае возможен лишь некий весьма непродолжительный компромисс (счастливый миг?). Зато вечная борьба обеспечена, что собственно мы и наблюдаем на протяжении всех последних тысячелетий истории человечества.

Это – бесспорный факт, и с ним необходимо считаться. Однако даже в самой этой евангелической фразе видно, что все – и «плотское» и «духовное» в человеке – самым непосредственным образом зависит от «помышлений». То есть, от его разума, от его интеллекта. Это означает, что ситуация решительно изменяется, когда в человеческом индивиде вместо двух – плотского и духовного – мы выделяем

  три аспекта:  интеллектуальноефизиологическое и
                                   духовно-социальное

Ведь теперь становится ясным, что против плотского (где главным «грешником» выступают животные потребности и животные инстинкты)  готов выступить не один супротивник - духовное, а «союз» двух - интеллектуальный и духовно-социальный аспекты.

Ясно, что в этом случае надо четко разделять, чем одно, допустим, интеллектуальное, отличается от другого – от духовно-социального. Слава Богу, об этих отличиях мы уже знаем, ибо хорошо усвоили, что человеческий индивид как личность, гармонично развитая в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, способен осуществляться как Человек исключительно лишь через человеческое воспитание. И ни в коем случае не через Природу, способную порождать лишь животные организмы с их инстинктами, буквально «по образу своему и подобию»…

Человек же решительно отличается от живой Природы, что достигается исключительно через человеческое воспитание. И в первую очередь потому, что Человек способен создавать свое потомство не по примеру живой Природы, а «по своему собственному образу и подобию», то есть по подобию Человека как личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении

И только в этом случае Человек становится бессмертным, но не в бытовом, а в абсолютном значении, в абсолютном смысле этого слова…