Моя небольшая статья посвящена попытке охватить одним не
очень искушенным взглядом три поднятые в разных местах и в разное время проблемы:
современного кризиса и его причины согласно философии А. Штайнзальца - 1,
критики эмансипации евреев К. Марксом в его статье «К еврейскому вопросу» - 2, идеи
моей собеседницы, поэта и музыканта В. С. о том, что русскому человеку
свойственны «широкие внутренние пространства», которые не могут быть «захвачены» и «освоены» никем
и ничем, кроме как… самостоятельно…
Для начала предположим, что существует недоступная никому
в качестве чего-то внешнего, «объекта», Субстанция. Но она есть и есть
исключительно как единица, единое. Допустим, она есть не что иное как внутреннее
(я такова, что "своя рубашка ближе к телу" ) пространство (бытия, а не существования) конкретного человека, не
просто способность к отражению того, что вовне, не вторичное, а, повторюсь, -
единое. Просто «ЕСТЬ».
Мы не можем
утверждать, что есть этот текст, компьютер, человек, который придумал и напечатал
этот текст: потому что для нас это - некие иллюзии, преходящее, обретающее свое
значение только в непрерывном потоке ощущаемых нами явлений (текст подвергнется критике и правке, компьютер будет заменен и т.д.) Нет, ЕСТЬ что-то иное,
Другое. ЕСТЬ то, благодаря чему есть всё перечисленное выше. (Человек, творящий «из
себя» образы - это самое «ближайшее» проявление этой заявленной нами Субстанции).
Теперь представим, что существует Грандиозный Объект,
состоящий из сложных ансамблей «малых объектов», которые возникли благодаря
какому-то условию, в которых оказалось ЕСТЬ, и которые могут выступать в качестве субъектов в определенных
случаях. Если Грандиозный Объект хорошо отрегулирован, ему, собственно, вовсе
не нужны никакие «субъекты». ( Не казалось ли вам когда-нибудь, что государство
стремится к абсолютной власти над человеком?)
С одной стороны человеку предстоит - внешняя среда: природа, социум.
С другой стороны - внутри него зреет «внутреннее пространство», требующее свободы как условия для проявления всех внутренних качеств.
С одной стороны человеку предстоит - внешняя среда: природа, социум.
С другой стороны - внутри него зреет «внутреннее пространство», требующее свободы как условия для проявления всех внутренних качеств.
Внешняя среда - это определенная структура, формирование,
которое нуждается в воспроизводстве. Человек обречен играть роли внутри
природных и общественных структур, ансамблей. Он - и швец, и жнец, и…
А на дуде играть - не надо! Зачем Грандиозному Объекту игра на дуде? Ну, только если этот Объект - одушевлен и требует, допустим, прославления себя, только, если сам обладает каким-то «внутренним пространством», которому доступно и слышание и видение... Но, воспользуемся бритвой Оккама: отринем эти мысли.
А на дуде играть - не надо! Зачем Грандиозному Объекту игра на дуде? Ну, только если этот Объект - одушевлен и требует, допустим, прославления себя, только, если сам обладает каким-то «внутренним пространством», которому доступно и слышание и видение... Но, воспользуемся бритвой Оккама: отринем эти мысли.
Теперь о человеке. Человек - существо уникальное, он - субъект. Субъект - это тот, кто является
источником активности, и он не есть объект. Если человеку говорят: «Возрадуйся!»,
то потому, что признают в нем субъекта, так как страдает только мертвая,
пассивная материя. Как субъект человек занимается искусствами, делает то, что
не является вполне рациональным с точки зрения Грандиозной Структуры. Человек -
одновременно и субъект, и объект. У него, словно бы, «два измерения», и,
значит, две родины. Обязан ли он «внутренним пространством» внешнему? Кто
говорит - да (материалисты) не понимает самой сути вопроса: мыслящее само себя
бытие столь разительно отличается от мертвой материи объективного мира, что
предположение «рождения» сознания изнутри материи одновременно говорит о
какой-то невероятной свободе, свойственной миру. Как может материя произвести
не-материю? Как может Объект произвести субъект? Только так: ЭТО ДЕЛЕНИЕ ВСЕГДА
БЫЛО. Материя и сознание представляют
собой диалектическую пару. Субъект и объект - тоже.
Теперь представим, что Грандиозная Структура, Большой
Объект - болен, разлагается, это проявляется в том, что объекты, из которых он
состоит, враждуют друг с другом, убивают друг друга. Но, допустим, Грандиозная
Структура лишена чувств, она просто «находится» в таком виде, ей абсолютно нет
дела до «боли» воспроизводящихся объектов-субъектов. «Воспроизводитесь!» -
таков будет ее властный лишенный сочувствия глас. «Воспроизводитесь при любых
условиях!».
Естественно, субъект мыслящий, различающий, будет страдать внутри такого Объекта и скажет : «Я ничего общего с ним не имею. Я - «иного рода». И будет с ужасом смотреть на тех, кто пирует во время чумы. Потому что для этого субъекта ясно, где - чума, где - пир, где - здоровье. И он скажет в конце концов: «Моя родина - не здесь, если я страдаю. Если бы я радовался, то был бы «здешним». Но я страдаю и болею - значит или родина моя - не родная, или ее подменили, или она - тоже болеет и страдает, так, что ее уже не узнать. «А не внутри Мертвого ли тела я живу?!» - подумает, наконец, субъект.
Человек мыслящий внутри безразличного к внутреннему не признается самим собой (признается безумным с точки зрения Объекта) - и он элиминируется, изгоняется вон. Человек - Элиминируется.
Однако, тот, кто болеет во время болезни - именно он и есть здоровый.
Теперь - к рассуждению А. Штайнзальца.
Естественно, субъект мыслящий, различающий, будет страдать внутри такого Объекта и скажет : «Я ничего общего с ним не имею. Я - «иного рода». И будет с ужасом смотреть на тех, кто пирует во время чумы. Потому что для этого субъекта ясно, где - чума, где - пир, где - здоровье. И он скажет в конце концов: «Моя родина - не здесь, если я страдаю. Если бы я радовался, то был бы «здешним». Но я страдаю и болею - значит или родина моя - не родная, или ее подменили, или она - тоже болеет и страдает, так, что ее уже не узнать. «А не внутри Мертвого ли тела я живу?!» - подумает, наконец, субъект.
Человек мыслящий внутри безразличного к внутреннему не признается самим собой (признается безумным с точки зрения Объекта) - и он элиминируется, изгоняется вон. Человек - Элиминируется.
Однако, тот, кто болеет во время болезни - именно он и есть здоровый.
Теперь - к рассуждению А. Штайнзальца.
Но, сначала, небольшая самокритика, дело в том, что в нашу «картинку мира» проникла одна досадная червоточина. Мы сначала предположили существование Субстанции - Единицы, а потом говорили: Субъект и Объект. Теперь предположим, что Объект и Субъект - это и есть Одно, но с некоторой разницей, допустим, во времени и в пространстве. Болеет субъект - болеет Объект. Эгоистичен Объект - эгоистичен субъект. Как решить проблему? Адин Штайнзальц говорит: НУЖНО ОТКРЫТЬ ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, выйти из плоскости, где существует кризис, совершить Исход. Субстанция оказывается недоступной не только как чистый «объект», но и как чистый «субъект».
Исход может представляться и как механическое движение «из»
и «от». Так евреи ушли из Египта, унося внутри идею нового мира.
Теперь - 19 век. К. Маркс в статье «К еврейскому вопросу»
критикует евреев в их желании получить равные права с гражданами приютивших их
стран, не «избавившись» от своей религии.
Такое признание прав, если рассудить логически, есть признание
верховенства евреев (потому что в данном случае ущемляются религиозные чувства
автохтонного населения). И, вообще, для страны, внутри которой живут граждане, чье
внутреннее пространство напоминает кота в мешке - опасная ситуация. Евреи
создают опасность еврейской государственности…
Опять возвращаемся в наше время: Адин Штайнзальц говорит,
что «нужно избавиться от эгоизма, чтобы избавиться от кризиса». Но эгоизм -
разве это равнозначно «внутренней свободе»?! Нет, эгоизм - это самозамыкание
внутри своего пространства и нежелание «исправлять» «страдающий», очень сложный,
но несовершенный Грандиозный Объект. Эгоизм - это пренебрежение к свободе
другого, нежелание «пересечения» внутренних пространств, нежелание активного
деятельного «отражения Среды»… Эгоизм
проводит непроходимую черту между «субъектом» и «объектом», между «субъектами». Но он нужен, чтобы сохранить частицу жизни
внутри безнадежно мертвой среды, и он же - мешает, когда есть стремление «оживлять
пространства», проецировать свою внутреннюю жизнь на процессы внешней среды и
наоборот.
При чем же тут мы, те, кто думает и говорит об этом? При
том, что у нас тоже есть свое «внутреннее пространство», вольность, которая
никем и ничем не может быть занята без хитрости и без силы.
И все, что нам нужно - это «разворачивание» наших
возможностей мудрым воспитанием и
образованием - с тем, чтобы мы приняли свое уникальное участие в судьбе Грандиозного
Объекта, возможно, подвергнув его операции Окончательного Уничтожения, Возрождения
или Оживления… И, может быть, такой
процесс есть Возвращение на забытую «родную» Родину, где внутреннее
пространство субъекта спасается и сохраняется Целым (в которое
преображается мертвое Грандиозного
Объекта). Кто его знает, может быть, мы уже свидетели этого Процесса…
Ps
Благодаря
Человеку Мир может стать Богом…