суббота, 21 сентября 2013 г.

Моя небольшая статья посвящена попытке охватить одним не очень искушенным взглядом три поднятые в разных местах и в разное время проблемы: современного кризиса и его причины согласно философии А. Штайнзальца - 1, критики эмансипации евреев К. Марксом в его статье «К еврейскому вопросу» - 2, идеи моей собеседницы, поэта и музыканта В. С. о том, что русскому человеку свойственны «широкие внутренние пространства»,  которые не могут быть «захвачены» и «освоены» никем и ничем, кроме как… самостоятельно…

Для начала предположим, что существует недоступная никому в качестве чего-то внешнего, «объекта», Субстанция. Но она есть и есть исключительно как единица, единое. Допустим, она есть не что иное как внутреннее (я такова, что "своя рубашка ближе к телу" ) пространство (бытия, а не существования) конкретного человека, не просто способность к отражению того, что вовне, не вторичное, а, повторюсь, - единое. Просто «ЕСТЬ».  
Мы не можем утверждать, что есть этот текст, компьютер, человек, который придумал и напечатал этот текст: потому что для нас это - некие иллюзии, преходящее, обретающее свое значение только в непрерывном потоке ощущаемых нами явлений (текст подвергнется критике и правке, компьютер будет заменен и т.д.) Нет, ЕСТЬ что-то иное, Другое. ЕСТЬ то, благодаря чему есть всё перечисленное выше. (Человек, творящий «из себя» образы - это самое «ближайшее» проявление этой заявленной нами Субстанции).

Теперь представим, что существует Грандиозный Объект, состоящий из сложных ансамблей «малых объектов», которые возникли благодаря какому-то условию, в которых оказалось ЕСТЬ, и которые могут выступать в качестве субъектов в определенных случаях. Если Грандиозный Объект хорошо отрегулирован, ему, собственно, вовсе не нужны никакие «субъекты». ( Не казалось ли вам когда-нибудь, что государство стремится к абсолютной власти над человеком?)

С одной стороны человеку предстоит - внешняя среда: природа, социум.
С другой стороны - внутри него зреет «внутреннее пространство», требующее свободы как условия для проявления всех внутренних качеств.   
Внешняя среда - это определенная структура, формирование, которое нуждается в воспроизводстве. Человек обречен играть роли внутри природных и общественных структур, ансамблей. Он - и швец, и жнец, и…
А на дуде играть - не надо! Зачем Грандиозному Объекту игра на дуде? Ну, только если этот Объект - одушевлен и требует, допустим, прославления себя, только, если сам обладает каким-то «внутренним пространством», которому доступно и слышание и видение... Но, воспользуемся бритвой Оккама:  отринем эти мысли.
Теперь о человеке. Человек - существо уникальное,  он - субъект. Субъект - это тот, кто является источником активности, и он не есть объект. Если человеку говорят: «Возрадуйся!», то потому, что признают в нем субъекта, так как страдает только мертвая, пассивная материя. Как субъект человек занимается искусствами, делает то, что не является вполне рациональным с точки зрения Грандиозной Структуры. Человек - одновременно и субъект, и объект. У него, словно бы, «два измерения», и, значит, две родины. Обязан ли он «внутренним пространством» внешнему? Кто говорит - да (материалисты) не понимает самой сути вопроса: мыслящее само себя бытие столь разительно отличается от мертвой материи объективного мира, что предположение «рождения» сознания изнутри материи одновременно говорит о какой-то невероятной свободе, свойственной миру. Как может материя произвести не-материю? Как может Объект произвести субъект? Только так: ЭТО ДЕЛЕНИЕ ВСЕГДА БЫЛО.  Материя и сознание представляют собой диалектическую пару. Субъект и объект - тоже.
Теперь представим, что Грандиозная Структура, Большой Объект - болен, разлагается, это проявляется в том, что объекты, из которых он состоит, враждуют друг с другом, убивают друг друга. Но, допустим, Грандиозная Структура лишена чувств, она просто «находится» в таком виде, ей абсолютно нет дела до «боли» воспроизводящихся объектов-субъектов. «Воспроизводитесь!» - таков будет ее властный лишенный сочувствия глас. «Воспроизводитесь при любых условиях!».

Естественно, субъект мыслящий, различающий, будет страдать внутри такого Объекта и скажет : «Я ничего общего с ним не имею. Я - «иного рода». И будет с ужасом смотреть на тех, кто пирует во время чумы. Потому что для этого субъекта ясно, где - чума, где - пир, где - здоровье. И он скажет в конце концов: «Моя родина - не здесь, если я страдаю. Если бы я радовался, то был бы «здешним». Но я страдаю и болею - значит или родина моя - не родная, или ее подменили, или она - тоже болеет и страдает, так, что ее уже не узнать. «А не внутри Мертвого ли тела я живу?!» - подумает, наконец, субъект.

Человек  мыслящий внутри безразличного к внутреннему не признается самим собой (признается безумным с точки зрения Объекта) - и он элиминируется, изгоняется вон. Человек - Элиминируется.

Однако, тот, кто болеет во время болезни - именно он и есть здоровый.

Теперь - к рассуждению А. Штайнзальца.

Но, сначала, небольшая самокритика, дело в том, что в нашу «картинку мира» проникла одна досадная червоточина. Мы сначала предположили существование Субстанции - Единицы, а потом говорили: Субъект и Объект. Теперь предположим, что Объект и Субъект - это и есть Одно, но с некоторой разницей, допустим, во времени и в пространстве. Болеет субъект - болеет Объект. Эгоистичен Объект - эгоистичен субъект. Как решить проблему? Адин Штайнзальц говорит: НУЖНО ОТКРЫТЬ ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, выйти из плоскости, где существует кризис, совершить Исход. Субстанция оказывается недоступной не только как чистый «объект», но и как чистый «субъект».
Исход может представляться и как механическое движение «из» и «от». Так евреи ушли из Египта, унося внутри идею нового мира.
Теперь - 19 век. К. Маркс в статье «К еврейскому вопросу» критикует евреев в их желании получить равные права с гражданами приютивших их стран, не «избавившись» от своей религии.  Такое признание прав, если рассудить логически, есть признание верховенства евреев (потому что в данном случае ущемляются религиозные чувства автохтонного населения). И, вообще, для страны, внутри которой живут граждане, чье внутреннее пространство напоминает кота в мешке - опасная ситуация. Евреи создают опасность еврейской государственности…
Опять возвращаемся в наше время: Адин Штайнзальц говорит, что «нужно избавиться от эгоизма, чтобы избавиться от кризиса». Но эгоизм - разве это равнозначно «внутренней свободе»?! Нет, эгоизм - это самозамыкание внутри своего пространства и нежелание «исправлять» «страдающий», очень сложный, но несовершенный Грандиозный Объект. Эгоизм - это пренебрежение к свободе другого, нежелание «пересечения» внутренних пространств, нежелание активного деятельного «отражения Среды»…  Эгоизм проводит непроходимую черту между «субъектом» и «объектом», между «субъектами».  Но он нужен, чтобы сохранить частицу жизни внутри безнадежно мертвой среды, и он же - мешает, когда есть стремление «оживлять пространства», проецировать свою внутреннюю жизнь на процессы внешней среды и наоборот.

При чем же тут мы, те, кто думает и говорит об этом? При том, что у нас тоже есть свое «внутреннее пространство», вольность, которая никем и ничем не может быть занята без хитрости и без силы.
И все, что нам нужно - это «разворачивание» наших возможностей мудрым  воспитанием и образованием - с тем, чтобы мы приняли свое уникальное участие в судьбе Грандиозного Объекта, возможно, подвергнув его операции Окончательного Уничтожения, Возрождения или Оживления…  И, может быть, такой процесс есть Возвращение на забытую «родную» Родину, где внутреннее пространство субъекта спасается и сохраняется Целым (в которое преображается  мертвое Грандиозного Объекта). Кто его знает, может быть, мы уже свидетели этого Процесса…  

Ps Благодаря Человеку Мир может стать Богом… 

понедельник, 16 сентября 2013 г.

Диалектика для талмудиста


Талмудическая диалектика



Слово "диалектика" в его современном употреблении в русском языке связано с философским понятием развития (природы, общества, мышления) в результате борьбы противоположностей. Несколько устаревшее значение этого слова подразумевает "умение применять логические доводы в спорах". Мы воспользовались термином "диалектика" для перевода древнееврейского термина "пилпул", под которым понимаются споры талмудистов.

 В ходе применения тезиса и антитезиса достигается окончательная формулировка закона.
Маймонид в предисловии к своему комментарию к Мишне объясняет причины разногласий между законоучителями. Когда не имелось прямого предания от Моше о том, как использовать данный закон на практике, мудрецы руководствовались логическим умозаключением и правилами выведения законов из сказанного в Писании. Поэтому, как пишет Маймонид, Талмуд, приводя различные мнения по тому или иному законоположению, всегда пытается выяснить предмет спора, каким принципам следуют данный законоучитель и его оппонент.
Разногласия существовали уже между такими гигантами, как Гилель и Шаммай. Однако разногласия между ними сводились к небольшому числу законов. Их последователи образовали две соперничавшие школы: Бейс-Гилель и Бейс-Шаммай, между которыми обнаружилось значительное количество разногласий. Чем больше развертывается Учение, тем многочисленнее разногласия, обусловленные принципиальными расхождениями.
Комментаторы Талмуда отмечают, что различия во мнениях между Гилелем и Шаммаем сводятся к одному принципиальному расхождению: Шаммай и его последователи, формулируя законоположения, всегда исходят из общего принципа, тогда как Гилель со своими последователями принимают во внимание конкретный случай.
В одном из рассказов Талмуда повествуется о том, как некий язычник пришел к Шаммаю, намереваясь стать иудеем.
— Сколько Учений есть у вас (евреев)? — поинтересовался он.
— Два, — ответил Шаммай. — Одно — Тора Писаная (Священное Писание), другое — Устное Учение.
— Я принимаю только Писаную Тору, Устное Учение я не принимаю, — заявил язычник.
Шаммай прогнал язычника, и поступил он по всем правилам Закона. Ибо тот, кто отрицает хотя бы одну букву Закона Торы, отрицает ее всю. Как сказано в Мидраше: "Пройдет Соломон и тысяча таких, как он, но ни одна буква не изменится в Торе!.."
Язычник этот отправился к Гилелю, который принял его и сразу стал с ним учить "Алеф-Бет" (еврейский алфавит). "Алеф, бет, гимел, далет...", — учил он его. На следующий день в системе преподавания Гилеля появились непонятные изменения: то, что вчера было алеф, сегодня стало далет, и т.д. Язычник недоумевал:
— Ведь ты вчера учил меня иначе, это было алеф, а это далет?
— И ты мне веришь? — спросил Гилель. — Почему же ты не хочешь верить в Устное Учение?
Довод Гилеля убедил язычника, и он стал верующим иудеем.
Писаная Тора без Устной традиции немыслима. Если бы Тора была обнаружена в раскопках, мы не только не могли бы ее прочесть, но и не знали бы, что это за документ. Устное Учение разъясняет каждую заповедь Торы в деталях, ее принципиальные условия, где, когда и кто должен ее соблюдать. Гилель продемонстрировал язычнику, что даже сам алфавит, которым записана Тора, он может знать, только если изучит его под руководством учителя, знающего его благодаря своему учителю, и т.д.
Здесь мы видим принципиальную разницу в подходах Гилеля и Шаммая. Шаммай действовал по общему предписанию Закона. Гилель же обратил внимание на конкретного человека, на то, что он обивает пороги законоучителей, желая стать иудеем, чего-то не понимает, и Гилель старается ему это объяснить.
Однако кто в таком случае прав? Можно было бы ответить просто: не нам судить. Ведь Гилель и Шаммай жили в период, когда Учение Торы передавалось по прямой непрерывной традиции, восходившей к эпохе пророков и старейшин вплоть до самого Моше.
Однажды рабби Иеошуа во время ученого спора позволил себе неуважительно высказаться о мнении Шаммая:
— Мне стыдно слушать ваши слова, Бет-Шаммай!
Подошедший к рабби один из учеников Шаммая объяснил ему позицию своего учителя. Рабби Иеошуа не мог простить себе своих слов. Он отправился на могилу Шаммая и молился там о прощении.
— Если то, что непонятно, так объясняется, что уж говорить о том, что считается понятным! — сказал он.
Споры Бет-Шаммая и Бет-Гилеля продолжались до самых дней Раббана Гамлиэла, который собрал всех мудрецов в городе Явнэ, чтобы обсудить спорные мнения. Для разрешения спора потребовались три года. Вопросы, по которым не достигалось единого мнения, ставились на голосование. Поскольку представителей школы Гилеля оказалось больше, их мнение и принималось в качестве окончательной формулировки Галахи. В Торе сказано, что надо следовать большинству. Существует предание, что во время споров раздался Небесный Голос, который возвестил: "И те, и другие (мнения) — это слова Живого Б-га, но Галаха будет по мнению Бейс-Гилеля". Это пророчество, открытое последователям как Гилеля, так и Шаммая, не могло повлиять на мнение шаммаитов, поскольку в решениях Закона мы не можем ссылаться на пророчество. "Тора не на небесах", — сказано в Торе. Как пишет Маймонид в предисловии к своему комментарию к Мишне, пророк не может вмешиваться в истолкование Закона Торы лишь на том основании , что ему это толкование открыто свыше. Единственное, что может быть принято, — это логический довод.
Шаммаиты, однако, обладали неоспоримым преимуществом, которое признавали и последователи Гилеля: их уровень учения был выше. Ученики Гилеля всегда приводили сначала мнение Бет-Шаммая и лишь затем — свое.
В книге Зогар говорится, что Галаха установлена согласно Бет-Гилелю лишь для нашего времени. В эру Машиаха закон будет следовать Бет-Шаммаю. Дело в том, что интерпретация Закона Торы может выдерживать несколько мнений. Эти мнения представляют собой различные модели, каким образом Слово Б-жье может осуществиться в материальном мире. Мнения и тех, и других — это Слова Живого Б-га. В те времена, когда споры между Бет-Шаммаем и Бет-Гилелем еще не были решены, человек мог выбирать себе одну из этих систем и придерживаться ее во всем. Но выяснилось, что наш несовершенный мир не способен следовать модели Бет-Шаммая, и только в эру Машиаха это будет возможно. Разумеется, ученики Шаммая могли следовать этой системе и в нашем мире. Но Галаха, закон для всех, пока не могла быть установлена по их мнению. В этом мире побеждает школа Гилеля. Во-первых, мнение Бет-Гилеля всегда ближе к конкретному случаю, а ведь Галаха должна исполняться именно в мире определенной реальности. Кроме того, школа Гилеля побеждает потому, что она многочисленнее, несмотря на то, что школа Шаммая превосходит ее качественно. И также потому, что земной мир, в котором должна осуществляться Галаха, — это мир материи, количества. Качество относится уже к сфере духа. Поэтому в эру Машиаха, когда наш материальный мир возвысится духовно, будет превалировать мнение школы Шаммая.
Материал предоставлен журналом "Лехаим"
Источник: http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/549014