четверг, 22 августа 2013 г.

Опечатка в большом энциклопедическом словаре - ?!


После доклада О. И. Корчева  о проблеме субъективной философии, решила сегодня обратиться к словарю, чтобы уточнить понятие «субъективная философия». Олег Иванович определил ее как основанную на данных, предоставляемых ощущениями, которые, предполагается, исходят от «я». Сегодня задумалась, а стоит ли уравнивать субъект и «я»? Ведь субъективизм и субъектность – разные суть понятия.

В Большом энциклопедическом словаре: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия (Минск, 2002) нет определения понятия «субъективная философия», но есть определение диады «субъект и объект».
Читая это определение, я нашла «странное место» ( «а не дурак ли я?» - подумалось мыслью друга Олега Ивановича…), судите сами:

«…Понятия С и О не стоит ассоциировать с производными от них категориями «субъективного» и «объективного». В данной связке более самодовлеющую природу имеет «объективное», в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С…»

Есть над чем задуматься. Мне показалось, что в это предложение закралась ошибка. Может быть, заменили "субъективное"- "объективным", может быть, - Объект - Субъектом.

вторник, 20 августа 2013 г.

Об акцентах этого блога и о моих взглядах

Обращаюсь к членам ВФО "Триумф" не с желанием самооправдания за свой состоявшийся уже выбор - АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА ИДЕЯХ А. С. НИКИФОРОВА (нравится этот выбор кому-то или нет), но с искренним желанием, чтобы меня поняли, почему я это делаю. 

Конечно, может возникнуть вопрос, почему я акцентирую свое внимание на работах Анатолия Сергеевича.

Во-первых, мне кажется благородной цель, которую поставил перед своей философией А. С. Никифоров: способствовать формированию *гармонично развитой личности* (в "звездочках", потому что это понятие старое, принадлежит гуманистической парадигме, которая в наше время подвергается активной критике). Посмотрите вокруг: у кого из вас не обливается сердце кровью при виде потерянных, попавших в плен внешнему, людей? Могло ли быть иначе? Кто из нас состоялся в полной мере? 


Во-вторых, я с удивлением и уважением наблюдаю, как много А. С. Никифоровым сделано, собрано в данном направлении. Еще мне очень импонирует, что он мудро относится к критике, и, иногда выказывая нечто вроде обиды или раздражения, всегда позже осмыслит произошедшее и сделает верные  выводы. Было бы неразумно с моей стороны поддерживать человека самовлюбленного и гордого. 

В-третьих, мне кажется ОЧЕВИДНЫМ, что я предлагаю членам нашего ВФО материалы того, чья творческая активность легла в основание общества.

Ну и, должно же нас всех что-то объединять! Мы каждую неделю заслушиваем доклады на самые разные темы, и очень хотелось бы, чтобы они все, так или иначе, соотносились с некоторым универсальным контекстом. Таким контекстом я вижу ПРОЦЕСС  САМОПОЗНАНИЯ. 
В ракурсе мысли А. Ухтомского (см публикацию ниже этого же  блога ), человек свободный (подлинно свободный) - необходимо познающий и действующий.
Мы можем сделать попытку заняться совместным, соборным "деланием". Не унижать и не уничижать друг друга, но помогать возрасти каждому через свой собственный рост. 


Наконец, как человек "со стороны" и тот, кто сам является автором идеи (идеи Философической лаборатории "Человек размышляющий") я вижу своим долгом освещать некоторые процессы, на мой,  еще весьма неглубокий и невнимательный взгляд (признаю!), имеющие отношение к философствованию и философии. 


                                                                    Анна Н.,  с уважением ко всем членам ВФО "Триумф".
 

воскресенье, 18 августа 2013 г.

А. Ухтомский о необходимости *делания себя

«Суровая правда о нашей природе, – писал Ухтомский, – что в ней ничто не проходит бесследно и что «природа наша делаема», как выразился один древний мудрый человек. Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладевают нами. Поэтому, если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определённой направленностью действий, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующихся доминант. Если у отдельного человека не хватает для этого сил, это достигается строго построенным бытом».

Ухтомский А.А