пятница, 31 января 2014 г.

Гордон- Диалоги: Зачем философия?



Зачем философия? 

Владимир Калиниченко: Всякий разговор о философии предполагает жест самооправдания.
В этом смысле философия - всегда начинающая. Предполагает образ жизни, который создается искусственно определенными вопросами, образ жизни отделенный от других.
Необходимо отделять мудрость и философию. Платон в "Пире":
боги и мудрецы не философствуют. Глупцы не ищут мудрости тоже.
А философ ищет мудрости. 


Утверждают о смерти Философии. 
А. Гордон: А можно ли жить уединенно в наши дни? Можно ли быть философом? 

А. В. Ахутин: "Философия - дитя досуга и свободы". 
Сегодня философия рождается из Тревоги. 
"Если не ответишь на Вопросы, то пропадешь сам и, может быть, более того..."

Архетипическая форма философии - БЕСЕДА. 
Сократ первым назвал себя философом.
Он умел делать только одно: спрашивать.
Он умел искать мудрость. 

Мудрость - это не научное знание. 
Сократ ставил мудрецов в тупик. 

А. Гордон: как возможна беседа, если у каждого свои "тревожные вопросы"? 

А. Ахутин: не всякий вопрос - философский. 
Всякий фил. вопрос - по поводу собственной мудрости.
Каждый из нас живет не в мире, а в Понимании Мира... 

Философия выводит за пределы существующего понимания. 
Мировоззрение - это всегда некая мифологема.
Философия - рождается из размышления, из оседлания мифа. 


История рождается из мифа, из байки.
А. Ахутин обращается к "Пиру", к образу Эроса, которое есть дитя Богатства и Бедности. 


Мир объят каким-то Пониманием Мира, то, что называется Традицией, Ментальностью - то, в чем находятся ответы. 

Опасность возникает, когда философ задает вопросы не к мудрецам, а к Мудрости. 

Философия - всегда путается с чем-то другим.
Считается, что философия должна привести к Мудрости.

Мудрость Философии состоит в том, что она занята одним: она открывает
за всеми мудростями то, что Сократ называет незнание,
которое закрывается  знанием. 


В религии открытие незнания есть открытие Бездны. 
Если это открытие закроется, мы будем обладать религией, но не будем людьми. 


С точки зрения философии человек - это тот, кто предстоит Ничто, Бездне.
и норовит закрыть это. 


"Страх Божий - начало Премудрости". 

Сначала нужно открыть то, что вызывает Страх. 

А. Гордон: Зачем философу знать обо всех предшественниках? 

А. Ахутин: В философии предшественники - это современники . 
Беседа никогда не заканчивается. 

Если это вопрос о Мудрости, к Мудрости - то это разговор Мудрецов. 

В философии каждый занимался одним и тем же делом. 
Декарт, Платон - живые собеседники. 

Декарт - особая Вселенная, картезианство.
Это - особая форма вопроса о Начале. 


"Все опустошилось до внешних знаков. Забылся источник".
Может, появление морали - это уже конец чего-то? 

А что такое Искусство? - что происходит с человеком, который рождает стих?  

Умерла Философия, которая забыла о своем собственном начале. 

Ответы, данные на Вопросы - есть Мировоззрение. 

Современный мир взрывает "крышку философии".
Мир обнаруживает, что он не вписывается в одну мудрость. 


"Конец романа" Осипа Мандельштама. (1922 год)
С помощью романа люди учились своей индивидуальности. 
Европейцы в то время оказались выброшенными из своих "луз". 

В нашем мире люди тоже выбрасываются из своих "луз", из мест, в котором они существовали на зеленое поле. 

Первый вариант: В этом поле работает один единственный закон: угол падения равен углу отражения. Люди живут как вещи. 

Второй вариант - бегство. Мы хотим вернуться в свои "лузы". 
"Конец истории" Ф. Фукуямы - тоже бегство в свою лузу, которая провозглашается всеобщей. Это - фундаментализм Ф. Фукуямы.  

Третий вариант: умение вернуться в изначальную человеческую ситуацию, возникающую вопросом "быть или не быть?". Каждая секунда существования прервана этим вопросом. Человек каждый раз начинает жить человеком. Человек не определен ни природой, ни Богом. 
Человек живет в истории, а не в природе, не в мифе. 

Это начало сейчас и требуется. 
Истоком является то, что Человек брошен в этот мир Свободным. 

В. Калиниченко: возвращение к началам - прекратить вписывать себя в глобальные контексты. 


Есть не Истина, а стояние в Истине.
(П. Пилат: "Что есть истина?")

Пора прекратить объяснять. Срезать некоторые контексты. 

Изначальная точка Философии: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? 
ТОЧКА ОБЩЕГО ВОПРОСА. 

На первый план выходит общение по поводу этого вопроса. 

А. Ахутин: осознать это - малая возможность.
Общая проблема только МОЖЕТ БЫТЬ осознана. 


Мы живем в МИРЕ МИРОВ. 
Обобщение мира в унификациях, стандартизациях, канонах - глобализация.
А что, если это понять иначе? - как призыв к Общению?
Не коммерция, а коммуникация! 

Мир уже глобализирован. Концепт "W W W"
- всемирная паутина. Мир Миров. 


Ссылка В. Библера. Философия - диалог культур. 

А. Гордон: но откуда следует призыв к глобализации сегодня? Из США?
А что они предлагают?
США сегодня бомбит истоки западной цивилизации - Ур, Урук (смеется). 


Человек перестал понимать собственный масштаб. Отсюда - глобализация. 

А. Ахутин: Это результат особого устройства технической цивилизации. 
Она не может вырваться из технического роста. 

В. Калиниченко: Мне кажется, тебе не хватает образности языка, мифологемы. 

А. Гордон: А может ли художественный язык быть языком философии?
...У  философии нет такого "общего языка", чтобы 

уложиться в 50 мин. 


понедельник, 27 января 2014 г.

М. К. Мамардашвили





Зло в истории заложено чувством правды.
Зло совершается с уверенностью, что оно есть правда.
"Какое прошлое говорит в нас?" 

Для нас (М. произносит слово "плоть")
 настало время выхода из одного поля 

и вхождения в другое поле. 

Поле русской власти для нас чужое.
Особенность этого поля:
выше всего и всех стоит государство, а человек - ничто.
Это определяет и каждодневную жизнь. 

"Они оттуда должны приезжать к нам, чтобы учиться" (митингующий)
"Я помню как я духовно просыпался в Тбилиси". 
"Грузия была продана грузинам"




Мераб Мамардашвили. Фрагмент интервью