Зачем философия?
Владимир Калиниченко: Всякий разговор о философии предполагает жест самооправдания.
В этом смысле философия - всегда начинающая. Предполагает образ жизни, который создается искусственно определенными вопросами, образ жизни отделенный от других.
Необходимо отделять мудрость и философию. Платон в "Пире":
боги и мудрецы не философствуют. Глупцы не ищут мудрости тоже.
А философ ищет мудрости.
Утверждают о смерти Философии.
А. Гордон: А можно ли жить уединенно в наши дни? Можно ли быть философом?
А. В. Ахутин: "Философия - дитя досуга и свободы".
Сегодня философия рождается из Тревоги.
"Если не ответишь на Вопросы, то пропадешь сам и, может быть, более того..."
Архетипическая форма философии - БЕСЕДА.
Сократ первым назвал себя философом.
Он умел делать только одно: спрашивать.
Он умел искать мудрость.
Мудрость - это не научное знание.
Сократ ставил мудрецов в тупик.
А. Гордон: как возможна беседа, если у каждого свои "тревожные вопросы"?
А. Ахутин: не всякий вопрос - философский.
Всякий фил. вопрос - по поводу собственной мудрости.
Каждый из нас живет не в мире, а в Понимании Мира...
Философия выводит за пределы существующего понимания.
Мировоззрение - это всегда некая мифологема.
Философия - рождается из размышления, из оседлания мифа.
История рождается из мифа, из байки.
А. Ахутин обращается к "Пиру", к образу Эроса, которое есть дитя Богатства и Бедности.
Мир объят каким-то Пониманием Мира, то, что называется Традицией, Ментальностью - то, в чем находятся ответы.
Опасность возникает, когда философ задает вопросы не к мудрецам, а к Мудрости.
Философия - всегда путается с чем-то другим.
Считается, что философия должна привести к Мудрости.
Мудрость Философии состоит в том, что она занята одним: она открывает
за всеми мудростями то, что Сократ называет незнание,
которое закрывается знанием.
В религии открытие незнания есть открытие Бездны.
Если это открытие закроется, мы будем обладать религией, но не будем людьми.
С точки зрения философии человек - это тот, кто предстоит Ничто, Бездне.
и норовит закрыть это.
"Страх Божий - начало Премудрости".
Сначала нужно открыть то, что вызывает Страх.
А. Гордон: Зачем философу знать обо всех предшественниках?
А. Ахутин: В философии предшественники - это современники .
Беседа никогда не заканчивается.
Если это вопрос о Мудрости, к Мудрости - то это разговор Мудрецов.
В философии каждый занимался одним и тем же делом.
Декарт, Платон - живые собеседники.
Декарт - особая Вселенная, картезианство.
Это - особая форма вопроса о Начале.
"Все опустошилось до внешних знаков. Забылся источник".
Может, появление морали - это уже конец чего-то?
А что такое Искусство? - что происходит с человеком, который рождает стих?
Умерла Философия, которая забыла о своем собственном начале.
Ответы, данные на Вопросы - есть Мировоззрение.
Современный мир взрывает "крышку философии".
Мир обнаруживает, что он не вписывается в одну мудрость.
"Конец романа" Осипа Мандельштама. (1922 год)
С помощью романа люди учились своей индивидуальности.
Европейцы в то время оказались выброшенными из своих "луз".
В нашем мире люди тоже выбрасываются из своих "луз", из мест, в котором они существовали на зеленое поле.
Первый вариант: В этом поле работает один единственный закон: угол падения равен углу отражения. Люди живут как вещи.
Второй вариант - бегство. Мы хотим вернуться в свои "лузы".
"Конец истории" Ф. Фукуямы - тоже бегство в свою лузу, которая провозглашается всеобщей. Это - фундаментализм Ф. Фукуямы.
Третий вариант: умение вернуться в изначальную человеческую ситуацию, возникающую вопросом "быть или не быть?". Каждая секунда существования прервана этим вопросом. Человек каждый раз начинает жить человеком. Человек не определен ни природой, ни Богом.
Человек живет в истории, а не в природе, не в мифе.
Это начало сейчас и требуется.
Истоком является то, что Человек брошен в этот мир Свободным.
В. Калиниченко: возвращение к началам - прекратить вписывать себя в глобальные контексты.
Есть не Истина, а стояние в Истине.
(П. Пилат: "Что есть истина?")
Пора прекратить объяснять. Срезать некоторые контексты.
Изначальная точка Философии: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
ТОЧКА ОБЩЕГО ВОПРОСА.
На первый план выходит общение по поводу этого вопроса.
А. Ахутин: осознать это - малая возможность.
Общая проблема только МОЖЕТ БЫТЬ осознана.
Мы живем в МИРЕ МИРОВ.
Обобщение мира в унификациях, стандартизациях, канонах - глобализация.
А что, если это понять иначе? - как призыв к Общению?
Не коммерция, а коммуникация!
Мир уже глобализирован. Концепт "W W W"
- всемирная паутина. Мир Миров.
Ссылка В. Библера. Философия - диалог культур.
А. Гордон: но откуда следует призыв к глобализации сегодня? Из США?
А что они предлагают?
США сегодня бомбит истоки западной цивилизации - Ур, Урук (смеется).
Человек перестал понимать собственный масштаб. Отсюда - глобализация.
А. Ахутин: Это результат особого устройства технической цивилизации.
Она не может вырваться из технического роста.
В. Калиниченко: Мне кажется, тебе не хватает образности языка, мифологемы.
А. Гордон: А может ли художественный язык быть языком философии?
...У философии нет такого "общего языка", чтобы
уложиться в 50 мин.