Против мещанского нигилизма
Что
волнует нас по-настоящему - так это наша собственная жизнь. Но, поскольку мы живем
не в изоляции, но каждый в меру своей осознанности переживает связи с
обществом, природой, воображаемым и непостижимым, - волнуемся мы и за отдаленные «предметы», обстоятельства, явления, переживания, представления и идеи. Волнует
нас и ураган в Америке, и взрыв атомного реактора в Японии, и наводнение на Дальнем Востоке, и судьба нищего,
которого случайно встретили мы на лестничной площадке... да и то, что имел в виду В.
Иванов, говоря о «перерождении интеллигенции», - нас тоже волнует (разумеется, далеко не всех). Одним словом, человек - это не
телесная структура, но... структура понятийная. И сетку понятий, как верно
заметил Г. Гегель, набрасывает на окружающий мир... "Все действительное - разумно, все разумное - действительно" : если сеть цельная, прочная, то "реальность может попасться"... О, здесь исправлюсь! Человек - это не только "сетка понятий", но и река-море-океан! Обращаю ваше внимание на стихотворение А. Тарковского:
Бедный рыбак
Я рыбак, а
сети
В море
унесло.
Мне теперь на
свете
Пусто и
светло.
И моя отрада
В том, что от
людей
Ничего не
надо
Нищете моей.
Мимо всей
вселенной
Я пойду,
смиренный,
Тихий и
босой,
За
благословенной
Утренней
звездой.
1957
Однако, замечено, что тех,
кто имеет тенденцию разливаться «от края до края», перерастая жесткий панцирь прозаического слова - люди (свои же, братья и
сестры, так сказать!) - очень любят загонять в рамки нелицеприятных характеристик,
ярлыков; срывая с них прекрасные мантии победителей и облачая в вериги постыдной
«истинной правды». Часто для этой цели
служит шумная операция под звонким названием «анти». Появляются книги «анти-ахматова»,
«анти-цветаева», «анти-лермонтов» (неужели есть "анти-пушкин"?!) и т.д.
Единственная цель - доказать, что великие люди, вышедшие за пределы
быта-обыденности - такие же мещане, как и авторы «Анти». Но нет! Поздно!
Недвижим прах преданных земле(!) гениев, но сурово наблюдает за нами всевидящее око
совести: если хочешь сказать что-то - скажи собственной жизнью! Вот только,
получается, нет своего голоса у тех, кто настроен отрицать иное! Нигилизм Ницше
стремился стать творческим отрицанием (Ницше был Философом, а не мещанином), у него была своя муза и своя музыка, ему удалось явить изыски духа отрицания. Его отрицание - это творческий порыв, разрушающий цепи подчинения старому
порядку. Но возможно ли жить одним только ницшеанством долго? Неминуемо на
смену ему должно прийти нечто другое: дух проникновенного творчества, тихого и
ясного созидания. Дух подлинной созидающей Поэзии. Отрицание, которым пользуются авторы «анти-ахматовых» - это попытка
уничтожить прекрасную статую струей грязных нечистот со стола пирующих варваров.
Но нет, закапает дождик с неба, прольется ливень, затопит всех лжесвидетелей, а вместе с ними и вся ложь растворится! Снова перед нашими глазами чудо - белоснежно-воздушный силуэт Русской Поэзии, словно облако спустившийся на плодородную нашу землю! А над ним - Радуга! (Hoc est Renaissance)