пятница, 1 ноября 2013 г.

Вечное сиротство

Гений, не получивший должного воспитания и образования - все равно что сирота.
Они оба обделены жизненно важным. Оба - своего рода узники времени.
Им ничего не остается как смириться. Гений-сирота придумывает себе потусторонних родителей, потустороннее воспитание и образование.

А кто из нас не гений?
Кто из нас - не вещь в себе?

Мне думается, всякий человек, приблизившийся к своей собственной природе - становится одиночкой, гением-сиротой. И страдает от непонимания как безумец. Потому что природа, сущность каждого человека - уникальна и неповторима, хотя названа одним словом, и, может быть, имеет одну модель для своей идеи... 

Закрытая книжица



- Почему не поёте вы голосом оперным,
коли слушать решили латинские арии? -
она показалась кому-то  чопорной
(наподобие зазнавшейся глупой парии).

-Э-э… Не умею! Колоратурам, увы, - не обученная!
Но мечтаю на сером диване я,
будто умею петь иначе - от случая к случаю…

- Иначе? Беззвучно? Себе вы лжете, уверен я!
- Согласна. Случается и такое
довольно часто  -  с моими намерениями:

Не быть ограниченной тем, что видится
вами и слышится.  Я - не феномен.
Хотя, явиться  могу как вещь: закрытой книжицей.





четверг, 31 октября 2013 г.

Мещанский нигилизм и попытка убить Дух Поэзии

Против мещанского нигилизма

Что волнует нас по-настоящему - так это наша собственная жизнь. Но, поскольку мы живем не в изоляции, но каждый в меру своей осознанности переживает связи с обществом, природой, воображаемым и непостижимым, - волнуемся мы и за отдаленные «предметы», обстоятельства, явления, переживания, представления и идеи. Волнует нас и ураган в Америке, и взрыв атомного реактора в Японии, и наводнение на Дальнем Востоке, и судьба нищего, которого случайно встретили мы на лестничной площадке... да и то, что имел в виду В. Иванов, говоря о «перерождении интеллигенции», - нас тоже волнует (разумеется, далеко не всех). Одним словом, человек - это не телесная структура, но... структура понятийная. И сетку понятий, как верно заметил Г. Гегель, набрасывает на окружающий мир...  "Все действительное - разумно, все разумное - действительно" : если сеть цельная, прочная, то "реальность может попасться"... О, здесь исправлюсь! Человек  - это не только "сетка понятий", но и река-море-океан!  Обращаю ваше внимание на стихотворение  А. Тарковского:

Бедный рыбак
Я рыбак, а сети
В море унесло.
Мне теперь на свете
Пусто и светло.

И моя отрада
В том, что от людей
Ничего не надо
Нищете моей.

Мимо всей вселенной
Я пойду, смиренный,
Тихий и босой,
За благословенной
Утренней звездой.
1957



             Однако, замечено, что тех, кто имеет тенденцию разливаться «от края до края», перерастая жесткий панцирь прозаического слова - люди (свои же, братья и сестры, так сказать!) - очень любят загонять в рамки нелицеприятных характеристик, ярлыков; срывая с них прекрасные мантии победителей и облачая в вериги постыдной «истинной правды».  Часто для этой цели служит шумная операция под звонким названием «анти». Появляются книги «анти-ахматова», «анти-цветаева», «анти-лермонтов» (неужели есть "анти-пушкин"?!)  и т.д. Единственная цель - доказать, что великие люди, вышедшие за пределы быта-обыденности - такие же мещане, как и авторы «Анти». Но нет! Поздно! Недвижим прах преданных земле(!) гениев, но сурово наблюдает за нами всевидящее око совести: если хочешь сказать что-то - скажи собственной жизнью! Вот только, получается, нет своего голоса у тех, кто настроен отрицать иное! Нигилизм Ницше стремился стать творческим отрицанием (Ницше был Философом, а не мещанином), у него была своя муза и своя музыка, ему удалось явить изыски духа отрицания. Его отрицание - это творческий порыв, разрушающий цепи подчинения старому порядку. Но возможно ли жить одним только ницшеанством долго? Неминуемо на смену ему должно прийти нечто другое: дух проникновенного творчества, тихого и ясного созидания. Дух подлинной созидающей Поэзии. Отрицание, которым пользуются авторы «анти-ахматовых» - это попытка уничтожить прекрасную статую струей грязных нечистот со стола пирующих варваров. Но нет, закапает дождик с неба, прольется ливень, затопит всех  лжесвидетелей,  а вместе с ними и вся ложь растворится!  Снова перед нашими глазами чудо - белоснежно-воздушный силуэт Русской Поэзии, словно облако спустившийся на плодородную нашу землю! А над ним - Радуга! (Hoc est Renaissance)