четверг, 18 июля 2013 г.

Кризис интеллигенции и фантазия о выходе

Мне вдруг подумалось, что кризис интеллигенции, если он есть, то связан с замкнутостью интеллигенции на себя родную...

Что еще сказать. Слишком много слов. Надо уметь выходить "из" и "за".

------------------------------------------

Куда же "выходить" европейскому человеку, за какие границы?  Ему кажется, что нужно познать самого себя в самом себе... Но внутри - лишь замкнутые линии, круги, спиральки, эллипсы... В общем, царство "пи". 
И придумал тогда он... Путешествие на Восток, Странствие на Восток... Там, на Востоке, находится Священная гора, размыкающая все круги, там священная высота, священная ось, Полюс Мира... 

среда, 17 июля 2013 г.

Три шага, ведущие в бессмертие. Шаг первый: Что такое Человек?

Небольшое введение (пока форматируется видео с сегодняшним выступлением А. И. Иванова: "Кто есть Бог?")
Как уже говорила, я, так как являюсь членом ВФО с недавнего времени (надеюсь, что не нахожусь исключительно "снаружи" того процесса, который происходит на наших встречах по средам...) - приняла решение внимательно прочитать   все опубликованные работы А. С. Никифорова. Во-первых, это просто интересно - у Анатолия Сергеевича прекрасный слог. Во-вторых, я вижу в авторе человека умудренного опытом, верного своей идее. Такие люди в наше время - редкость! ... Разве не будет  для меня полезным  приобщиться к его мысли?! Сегодня я прочитала первую часть рассуждения, опубликованного на сайте "Академия самопознания АСМатура" (см. кнопку выше), называется она: "Что такое Человек?"... Концепция Человека, данная в этой работе, на мой взгляд, так внушительна, что мне ни за что не захочется называться (и быть) богом, если я буду ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Первое, на что должны обратить внимание читатели, это то, что А. С. Никифоров утверждает человека КАК ФИЛОСОФСКУЮ КАТЕГОРИЮ. 

Второе: А. С. Никифоров показывает, что реальность, обозначенная этой философской категорией, обнаруживает себя исключительно в особенной практической деятельности. 

Итак, статья А. С. Никифорова (1 часть): 



ТРИ ШАГА, ВЕДУЩИЕ В БЕССМЕРТИЕ
  
Здесь надо, чтоб душа была тверда,
Здесь страх не должен подавать совета…
А. Данте

ЧЕЛОВЕК – БЕССМЕРТНЫЙ,
ЕСЛИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕК!

Тема бессмертия неистребима, и возникает вновь всегда, когда речь заходит о смысле жизни человека. Внутренне каждый полагает, что основная жизнь еще только предстоит и вся впереди. Наверное, это так, но утверждение о бессмертии человека, вынесенное в подзаголовок, указывает на некоторое обстоятельство, а именно: чтобы осветить указанную тему, надо прежде ответить на вопрос: Что такое Человек?

Ι. Итак: «Что такое Человек?»

Этот давно уже "перезрелый" вопрос всегда рассматривается или с точки зрения естествознания, или с точки зрения общественных гуманитарных наук, или с точки зрения философии/религии...
Известно, что с официальной и потому общепринятой точки зрения естественно-обществоведческих наук, "Человек есть высшая форма развития жизни на земле". Это красивое мнение было отражено почти во всех научных словарях советского периода. С данным определением легко согласиться уму заурядному, но пытливый ум едва ли на это пойдет, поскольку никто не сможет убедить его считать это общее (абстрактное), по сути эпатажное, заявление исчерпывающим, или законченным и уж тем более - истинным...

С точки зрения социологических наук, "Человек есть существо политическое", - что тоже не бесспорно еще со времен Аристотеля...
С точки зрения Платона, "Человек есть... существо на двух ногах, с одной головой и без перьев" (не берусь утверждать, что это так, но некоторые приписывают данную «шутку» именно Платону)...
Однако в отечественной практике почти общепринято ориентироваться на определения человека, данные ему такими выдающимися учеными-энциклопедистами, как В.Даль: «Человек есть каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью», или С.Ожегов: «Человек есть живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда...

Именно эти определения довлеют над умами советских ученых и по сей день…

Однако, сегодня мы можем предложить еще одно – современное и потому усовершенствованное – толкование понятия «человек», определяющее человека не только как некое «высшее», или «живое» существо. Наше понятие определяет человека через «философскую категорию». Ведь вовсе не случайно, что до сих пор человека как «высшее живое существо» еще никому не удалось определить так, чтобы с ним согласились все: и ученые, и социологи, и философы…

Эта современная трактовка, представляющая «понятие» человека как философское понятие, может быть записана следующим образом:

"Человек есть философская категория, определяющая человеческого индивида личностью, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении"...

Теперь достаточно сравнить наше определение с приведенными выше, чтобы увидеть насколько малы изменения, но как заметно они усиливают содержание.
В.Даль: «Человек есть каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью». С.Ожегов:«Человек есть живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда...

Совершенно очевидно, что данные «определения» имеют эмпирическое происхождение, ибо буквально «срисованы с натуры», предлагаемое же философское определение требует напряжения философской мысли.

Другое дело, что иные на это могут возразить, мол такого «человека» мы не найдем во всем свете, потому что природа как таковых  их просто «не выпускает».

И это будет совершенно справедливое возражение, поскольку природа вообще человека не выпускает из своих животворных объятий. Человеческое существо того или иного пола может быть превращено в «Человека» исключительно лишь в человеческом обществе - через специально создавшуюся для этого общественную систему воспитания и образования…

Именно поэтому очень хотелось, чтобы на этом философском определении человека задержали свое внимание все, кому не чужда идея познания человека как философской истины: и философы и социологи и естественники, - ведь именно от них ждут позитивного ответа на столь замшелый вопрос…

Здесь возникает еще один дремучий вопрос: для чего это надо?
Ответим так: по крайней мере, для некоторых специалистов данное определение не столько надо, сколько необходимо! Кому именно?
Конечно же, в первую очередь, Родителю! Однако, еще больше оно необходимо, во-первых, Учителю; во-вторых, Чиновнику; и, в-третьих, Ученому, поскольку прав Ушинский: "Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то прежде мы должны познать его тоже во всех отношениях". Ясно, что речь идет о человеке, «гармонично развитом во всех отношениях», и у которого прекрасно буквально все: и интеллект, и тело, и душа...

Как обычно, теперь остается выяснить, с чего следует начинать это гармоничное развитие, поскольку и сегодня у педагогов нет общепризнанной установки о приоритетах воспитания. Некоторые полагают, что начинать следует с физического развития. Другие на первое место выдвигают проблему нравственного воспитания. Третьи предпочитают говорить об эстетическом, умственном, художественном, духовном, или трудовом и т. д., иные же – о религиозном воспитании и развитии...

И почти никто не говорит об интеллектуальном воспитании как таковом, хотя почти общеизвестно, что Интеллект – главное и едва ли не единственное, что выделяет человека из всего тварного мира (академик А.Нейфах). Заметим здесь же, что многие не видят абсолютно никакой разницы между интеллектуальным и духовно-социальным (духовным). Дескать, «душа и разум – одно и то же» (!?)... 

Однако, как видим, именно с интеллектуального начинается и наше философское определение понятия "Человек". Данный факт означает, что теперь на первый план выдвигается задача философского определения понятия "Интеллект"? Ясно, что такое определение не может быть нефилософским…
Конечно, можно повторить вслед за Н.Кузанским: «Человеческий интеллект, пребывая в себе единым и невидимым, по-разному обнаруживает себя зримым образом в своих разнообразных искусствах и в разнообразных произведениях этих искусств, хотя во всех остается совершенно непознаваемым для всякого ощущения»! 
То есть, согласно Кузанскому, «пребывающий в себе единый и невидимый» Интеллект человека познается только через Искусство (?!)…

Но ведь это утверждалось более чем 500 лет назад, а сегодня мы говорим практически то же самое, но в современной философской трактовке:

"Интеллект есть философская категория, определяющая способности человека отображать действительность при посредстве Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова".

Речь идет об интеллекте как форме, или как способе отображения действительности, предстающей в виде внешнего и внутреннего мира человека. Однако согласимся, что для человека, чтобы отобразить действительность при помощи живописи, надо быть художественно подготовленным; чтобы это же сделать при помощи музыкального оформления, надо быть подготовленным музыкально; а чтобы проделать все это через слово, надо быть поэтом, литератором, математиком, ученым или хотя бы философом.

Может быть, этого недостаточно для определения человеческих форм отображения действительности? Может быть, кто-то видит здесь «притягивание за уши» к интеллекту основных средств искусства?

Но давайте присмотримся хотя бы чуть внимательнее к окружающей среде, и мы увидим, что других-то форм для этой роли у человека попросту не существует, ибо все прочие сводятся к этим трем.  Мы отображаем состояние внешнего и внутреннего мира человека или через образ, имея художественные навыки в живописи, или через мелодию, имея музыкальное образование, или через письмо, математические символы и человеческую речь...

Осталось заметить еще одну «малость»: все предметы сферы искусства как художественных средств отображения реальности относятся к сфере интересов определенного слоя людей, называемого красивым словом интеллигенция. Может быть, кто-то видит здесь случайное совпадение, но вот наше определение понятия интеллект обнаруживает самую прямую и непосредственную связь между интеллигенцией как «слоя  людей, причастного к искусству» (Кузанский, у которого «искусство есть инаковость природы») и интеллектом как способностью отображать внутренний мир человека и внешний мир через Искусство…

Стало быть, отношение именно к этим трем предметам и определяет качественное состояние того, что мы разумеем под философским понятиеминтеллект

Но это означает, что следует изменить отношение не только к интеллигенции, но и интеллигенции к самой себе как к главному и единственному собственнику и поставщику услуг по интеллектуальному воспитанию ребенка, человека и общества в целом. Кто бы знал, как это важно осознать для ее же благополучия, как непосредственного обладателя  неисчерпаемого источника для воспроизводства интеллектуальных, материальных и духовных благ…

Некоторые, если не большинство - особенно из числа ученых-интеллектуалов, интеллектуальное развитие человека традиционно связывают с овладением различными науками, в частности, с математикой, физикой, с «научным мышлением» и т.д. Таковых мы вынуждены разочаровать, потому что умственный труд ученого, как и труд физический рабочего, как любой творческий труд, есть категория духовного

Если вдуматься, то физический труд человека без приложения к нему труда умственного противен самой Природе, ибо это и есть «сизифов труд», ей не свойственный. Но чтобы труд человека был приятен Природе, он должен осуществляться на интеллектуальном основании, то есть на том основании, которое прививается человеку через воспитание его  на Прекрасном: на Искусстве Живописи, на Искусстве Музыки, на Искусстве Слова (просьба: не путать местами эти три вещи). Добавим здесь же, что только через интеллектуальное воспитание средствами Искусства достигается то, что принято называть врожденной «мерой всему», о которой мечтали еще мудрецы Древней Греции…

Здесь также можно добавить еще одно мнение Кузанского, утверждавшего, что «Интеллект есть начало целесообразной деятельности человека»! Именно так! То есть. Перед тем, как начать творить нечто, прежде следует хорошенечко продумать, промыслить и изобразить это «нечто» при помощи Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова. Создать, наконец, План, красивую Концепцию, прекрасный Проект…

Но не о том же ли знаменитый «афоризм об интеллекте» отца современной педагогики – Я.Коменского: «Интеллект сам по себе ничего не понимает, и лишь будучи приложен к вещам, он озаряется вещами и озаряет вещи. В самом деле, он мера вещей, а мера измеряет не сама себя» (!?) Иначе говоря, интеллигенция не понимает сама себя и в силу этого способна лишь, пользуясь своим положением в обществе, отображать состояние этого общества, что мы и видим на протяжении многих веков…


вторник, 16 июля 2013 г.

Будет ли конец света?

С этой публикации в ФЛ будет регулярно действовать рубрика "Философические диалоги". Первый философический диалог был написан 12.12.12 для блога Центра чтения ЧОУНБ.

Философический диалог-1
– Добрый день, друг Александр. Куда же ты так спешишь, что, если бы я не остановил тебя за руку, проскочил бы мимо своего старого товарища?
– Здравствуй, друг Николай! Тороплюсь я вернуть свои долги и посвятить остальное время радостям жизни, что откладывал на последний момент. Ведь, как утверждают многие, нас в скором времени ожидает Конец Света.
– Как можно верить мнению, пусть даже и мнению многих?
– Я думаю, вера - естественная способность человеческой души, без которой человек вряд ли может обойтись. Ведь мы верим во многое, и, при этом, без должных на то оснований. Вот, например, ты веришь, что меня зовут Александром, и я в это верю, и потому легко бы откликнулся на это имя, стоило тебе меня позвать чуть погромче (прошу извинить, что не расслышал: я, действительно, не заметил тебя вследствие сильной спешки). Кстати, не должен ли я тебе чего-нибудь? С радостью вернул бы этот долг!
– Вижу я, что слух о конце света всецело овладел твоим разумом. Потому, позволю себе заявить тебе об одном очень важном долге мне… Помнится, в том году ты обещал обстоятельно обсудить вопрос о философии: как может помочь она верующему человеку, нужна ли философия вообще, если принимать религиозное мировоззрение за истинное? Вот, ты, пожалуйста, и верни сей важный долг, пока не поздно и у нас еще есть возможность различения вещей истинных, то есть, мы еще живем ПРИ СВЕТЕ, ну, или НА СВЕТЕ?
– Не уверен, что это – тот долг, который нужно вернуть в первую очередь… Говоря о долге, я имел ввиду денежную сумму или некий дорогой тебе предмет, который я по забывчивости оставил у себя, что касается разговора, то я не уверен, что он поможет нам достойным образом прожить последние дни жизни… Но, помня о нашей старой доброй дружбе, я, все же, соглашусь побеседовать с тобой и посчитаю это не долгом, а той радостью, которую откладывал напоследок. С чего начнем?
–  Давай и начнем с вопроса о дружбе. Как ты считаешь, дружит ли философия с верой или нет?
– Думаю, нет, – наоборот. Вера враждует с философией. Ведь вера - это знание истины, а философия истину ищет, вместо того, чтобы принять ее из рук веры.
– Хорошо. А каким образом обладает вера истиной?
– Только вследствие откровения. Истина сама озарила наше существование, облачившись в одежды веры.
– Но, почему же, друг Александр, ты не можешь принять, что Истина могла бы облачиться и в одежду философии?
– Истина – нечто постоянное, а философия – движение, как учили нас наши общие учителя.
– Так, почему же ты говоришь мне о Конце Света? Если Истина есть и Истина – это постоянство, то, как может мир, в котором живет вера, то есть – истина – умереть, закончиться?
– Вот, Николай, как радостно мне слышать от тебя верные мысли! Истинно, весь мир не умрет и не кончится, а только тот, что пребывает вне откровения, вне веры! Потому и спешу вернуть долги, чтобы перейти на верную сторону.
– То есть, Конец Света – это Страшный Суд, отделяющий зерна от плевел?
– Истинно. Верующих от неверующих, лживых от правдивых.
– Так, выходит, Конец Света – это процесс и движение? Ведь отделение одного от другого – это некое изменение, ну, или "очищение": лжи от налета правды, а правды - от налета лжи? Так, как же может оно быть истинным, если истиной считать постоянство? Истина в том, что ложь - это ложь, а правда - это правда. Вопрос лишь в силе и глубине различающего взгляда.
– Думаю, ты излишне усложняешь вопрос... Процесс отделения одних от других – это вечный процесс, который длится всегда в этом мире.
– Так, выходит, и Страшный Суд – всегда?
– Выходит, так.
– Так, почему же ты вдруг посчитал, что конец света наступит в определенное время? Не ошибся ли ты при этом, не исказил ли древнюю веру, поверив досужему мнению, и не философия ли вернула тебя в русло верного мышления?
– Я принял мнение многих за истину, не учитывая, что всякое мнение – изменчиво. А философия, хотя и есть движение, но, все же,– движение к истине через сомнение в тех мнениях, которые могут быть ложными.  И, несмотря на это, я рад, что мое заблуждение вынудило меня вернуть многие старые долги и почувствовать себя свободнее. Так же, я был рад и нашей беседе, которая вряд ли бы состоялась в ближайшее время, если бы не моя доверчивость мнениям и встреча с тобой. Спасибо тебе. Дружба – великий дар. В том числе – и веры с разумом.
-  Да, Александр. Я и сам вынес из беседы полезное. Кстати, скажи и ты мне: не должен ли я тебе чего-нибудь? Ведь, и мне не хочется покидать сей мир, обремененным долгом. В своей страсти к книжным премудростям, забыл я думать о смерти,  а без мысли о последней минуте  не может быть настоящей философии.
– Нет, не должен. Впрочем, я был бы не против, если бы ты пообещал мне еще одну полезную беседу. Например, о том, можно ли утверждать что-либо, не отрицая при этом другое.
– Эта тема важна и для меня. Желаю тех радостей, что не сделают тебя должником!
– Отличное пожелание! И я желаю тебе радости, ведь мысли о смерти могут сделать тебя унылым и не способным на верное размышление! До встречи!
– До встречи, друг!

воскресенье, 14 июля 2013 г.

Особенности образного и символического восприятия

Как человек, в общем-то, не слишком общительный, я очень дорожу редким, важным и интересным общением с теми, кто близок мне по образу мышления, мировосприятия, по внутренним, не озвучиваемым качествам... 

Рада представить вам размышление уважаемого моего собеседника на liveinternet.ruTenkuu_Nami.




"Читая литературу, часто встречаю термин "образно-символическое мышление". Но мне всё же кажется, что эти понятия не стоит смешивать друг с другом. Не вдаваясь в научные подробности, попробую привести пример из литературы. Это рассказ Карела Чапека "Поэт". Рассказ стОит того, чтобы его прочитать: он коротенький и с юмором. Но, кроме того, в нём очень удачно, на мой взгляд, показано, что знаки, которые мы привыкли считать символами, могут выступать и в роли образов.
Итак, мы знаем, что, например, значок "2" обозначает цифру или число "два". Этим знанием у нас ведает преимущественно левое полушарие (хотя информация, конечно, поступает в оба, и оба её перерабатывают - каждое немного по-своему). Но вот что бывает, когда Вы - поэт, да ещё возвращающийся домой после ночи в пабе:http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/chapek13.txt
Для тех, кто пока не успевает прочитать, расскажу вкратце сюжет.
Рано утром на одной из улиц автомобиль сбивает старушку и скрывается с места происшествия. Свидетелей всего трое: полицейский, студент-механик и поэт. Ни страж порядка, ни студент не заметили номера автомобиля-нарушителя. Поэт тоже, кажется, "не заметил", но, эмоционально отреагировав на случившееся, написал по этому поводу небольшое стихотворение, в котором есть такие строки: "О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки - трагедии знаменье!" Как Вы уже, наверное, догадались, это и есть номер автомобиля - 235 - двойка похожа на лебедя, выпуклости тройки - на женскую грудь, а пятёрка (с небольшой натяжкой) напоминает барабан со сложенными под углом палочками. Нетрудно понять, что поэт в эти минуты воспринимал знаки не как символы, а как образы, на основе которых у него возникли определённые ассоциации.


Кстати, не нужно думать, что этот рассказ - чистой воды выдумка. Проводя психофизиологические исследования я убедилась, что часть людей при запоминании цифр так и делает, пусть даже бессознательно. И, как оказалось, при появлении знакомой цифры мои правополушарные испытуемые реагировали быстрее, чем их левополушарные коллеги, которые запоминали знаки как символы. Это и понятно: ведь в правое полушарие информация подаётся, пусть и на доли секунды, но быстрее - для того, чтобы опознать качественные характеристики объекта. А уж потом эти сведения передаются в левое, которое и воспринимает этот набор палочек и закорючек как символ определённого предмета, явления или процесса" 

Где был я? Где теперь? : философия перед выбором будущего

В рамках проекта "Философическая лаборатория" я решила восстановить свой давний доклад, который был сделан на ВФО "Триумф".


"Где был я раньше? 
 Где я нахожусь? 

Что это, солнце? - 

- Я обманут всеми. 
Я умер бы от жалости, 
случись с другим такое горе. - 
Что ответить? - Моя ль это рука? 
Не поручусь. Проверю. 
Уколю булавкой. Колет. 

Как я б хотел увериться в себе!"

                                                       У. Шекспир. Король Лир. 

"Где был я? Где теперь?.." : философия перед выбором будущего". Вдумаемся в название. Что такое выбор? 

Выбор - это некий внутренний акт, процесс, который может свершиться мгновенно, а может вызревать в течение десятилетий.. Но, главное, - выбор совершает живой. И выбирает человек, как правило, прежде всего - свое внутреннее состояние. Совершая что-то или не совершая что-то, мы выбираем самих себя, а потом уже - свое будущее.

Я утверждаю, что выбор, если это выбор, - то он может быть только идентичным. Выбирает всегда ОДИН. 


Никто не может выбрать за другого. Однако, если кто-то уходит от выбора, за него выбирает, как говорят, - сама жизнь... А точнее - смерть... Есть печальная опция "по умолчанию"... Человек - по умолчанию -  становится объектом воздействия чужой, сторонней воли... превращается в вещь, в функционирующий как-то (возможно, - как надо!) механизм... в раба цивилизации... Отказываясь от выбора, человек исчезает... 


Это - про выбор. Теперь  - о будущем.