четверг, 1 мая 2014 г.

Мифы о Великой Отечественной войне: как к ним относиться?

      Очередное заседание вольного философского общества "Мифы о Второй мировой войне", прошедшее в преддверии праздника 1 мая и Победы, было посвящено вопросам исторического сознания и самосознания нашего общества (народа). Тема актуальна в связи с проблемами верификации и фальсификации истории,  России и СССР в частности. Несмотря на констатируемый некоторыми исследователями кризис гуманитарных наук, истории в том числе, мы не можем не замечать в повседневной жизни возрастающий интерес к многочисленной и противоречивой исторической  публицистике. Низкий уровень научного мышления и обилие непроверенных теорий и псевдо-исследований разрушают «историческую составляющую» общественного сознания, чувство исторического целого заменяется на совокупность мифов о тех или иных фактах и событиях прошлого. Касательно Великой отечественной войны можно назвать следующие мифы:

1. Миф о поражении СССР в войне.

2. Миф о захватническом (со стороны СССР) характере войны.   
3. Миф о бездарном руководстве Советской Армии. 

и др.

  Одна из линий нашей беседы, безусловно, уходит в проблему общественного сознания и коллективного бессознательного, проблему "производства" и "повторения (воспроизводства)" общественного сознания. А историческое сознание (и историческое мышление) является важнейшей частью современной формы общественного сознания (по ссылкам можно прочитать учебные статьи о том, что есть 
историческое сознание и какую роль оно играет в жизни народа). 

Обществу, чтобы существовать полноценно, необходимо обеспечивать историческую преемственность  от поколения к поколению: это важное условие нормального , адекватного функционирования социума. Обеспечивают эту преемственность такие институты как социализация и образование. Сегодня историческое сознание, на мой взгляд, переживает кризис, заменяется метафизическим мышлением. Общество возвращается вновь к традиционным схемам, о чем красноречиво свидетельствует обилие сект, учителей, пропагандирующих неисторическое мышление, создающих различные мифы.  Но может ли общество будущего быть основанным исключительно на мифах?
Вряд ли.
Тем не менее, миф является мощным средством формирования общественного сознания. Э. Дюркгейм рассматривал его как феномен «пралогического» мышления. Такое мышление подчиняется «закону партиципации» (или сопричастия), который управляет ассоциациями и связями представлений в первобытном сознании и мышлении и предполагает существование различных мистических форм трансляций свойств от одного объекта к др. К сожалению, живучесть мифов говорит нам о том, что в мире, в России,  существует огромное количество людей, имеющих пралогическую форму мышления. Именно они становятся средством для многочисленных "мифо-манипуляций".  В настоящее время мифотворчеством готовы воспользоваться и политики, и бизнесмены, и простые авантюристы.
А мифы могут враждовать друг с другом, так же, как и идеологии. 


Философия - качественно иная форма мышления, нежели мифологическая. 


И один из участников нашего заседания высказал верную мысль: чтобы утверждать что-то, нужно проработать огромное количество материала, нужно мыслить фактами, а не идеями. Философия обладает важной составляющей: критической. Сегодня мы сомневаемся во всех мифах, которые с легкой руки готовы «сотворить» для нас незадачливые мифотворцы. Но мы охотно пользуемся старыми проверенными мифами, которые несут для нас положительный смысл.

Любые мифы о Великой Отечественной (или о Второй Мировой) - это способ манипуляции общественным мнением. Философ же, говорящий об истории, должен опираться на суждения, имеющие в основании достоверные факты. 

Комментариев нет: