среда, 14 августа 2013 г.

Универсальность Философа или Как не отпугивать профессоров

Один из распространенных типов общественного сознания предполагает обязательное разделение социума на две не смешиваемых между собой части: элиту и чернь. Главной чертой элиты является ее замкнутость. В жизни же один и тот же человек может быть одновременно и «чернью» и «элитой»: например, ученый. Для богатых мира сего - он такая же часть массы, как и дворник, нескладный и нелепый в их глазах со своей стеснительностью, близорукостью, чересчур утонченной речью; однако, в кругу тех, кто может адекватно оценить остроту и новизну его рассуждений, ученый столь же уникален, как и Морган для начинающего банкира. Пример - Григорий Перельман. Для кого-то он ничем не отличается от бомжа.  Здесь можно вспомнить печальный исторический факт: величайший архитектор Антонио Гауди в конце своих дней был принят за нищего бродягу и умер в госпитале Святого Креста – больнице для бедных, отказавшись перейти в лучшую клинику со словами: «..хочу умереть рядом со своим народом»  (что еще выше поднимает его в моих глазах).

Масоны ввели в обиход дихотомию «профаны» - «посвященные», т.е., пребывающие «снаружи» и «внутри» истины.
И, нужно сказать, заметна одна любопытная тенденция: эти два мира - так называемых профанов и так называемых посвященных - стремятся превратиться в два полюса сущего.

Попадая в общество профанов, посвященный рискует прослыть дураком: фарисейская ученость может быть легко посрамлена, если человек не владеет языком масс, языком обыденным, доступным всем, живым, если он недостаточно силен духом, недостаточно могущественен или просто искренен и обаятелен, чтобы внушить априори уважение к самому себе. 


Соответственно, простой человек, попадая в общество профессоров, тоже весьма рискует репутацией: может прослыть невеждой, косноязычным и т.д.
Все бы ничего, только данная ситуация, разыгрываясь в реальности, пробуждает в людях агрессию, которая выплескивается вовне и приносит окружающим вред. Потому я считаю эту ситуацию неудовлетворительной, требующей разрешения.

И проблема «двухполюсности социума» разрешима!  


Преодолеть данную ситуацию может подлинная философия, философ. Человек-философ владеет языком сущего и языком бытия в равной мере и обеспечивает циркуляцию идей в двух направлениях. Философ – это переводчик с языка сущего на язык бытия, с языка символов – на язык повседневности.

И потому философ универсален, что умеет мыслить  и умеет... умаляться (т.е. безмолвствовать, не мыслить).

Есть такой термин в русской философии, развитый Н. Бердяевым, о. П. Флоренским, Г. Федотовым: кенозис. Взят он из патрологии.  

Кенозис – уничижение, истощение (жертвенность ума в нашем контексте). Но кенозис – это вовсе не вырождение, не истощение «лучших качеств». Когда я писала в «Блог Фаустины» о смирении философа, оставившего в покое свой «сизифов камень», я, видимо, пыталась сказать о кенозисе. Единственное, что меня теперь смущает в созданном мной образе «настоящего мыслителя» - это то, что он остается горделиво стоять на горе. Выдал себя пафосный дух романтизма, нашедший во мне, надеюсь, временный приют… 


Архитектор Антонио Гауди

Комментариев нет: