вторник, 16 июля 2013 г.

Будет ли конец света?

С этой публикации в ФЛ будет регулярно действовать рубрика "Философические диалоги". Первый философический диалог был написан 12.12.12 для блога Центра чтения ЧОУНБ.

Философический диалог-1
– Добрый день, друг Александр. Куда же ты так спешишь, что, если бы я не остановил тебя за руку, проскочил бы мимо своего старого товарища?
– Здравствуй, друг Николай! Тороплюсь я вернуть свои долги и посвятить остальное время радостям жизни, что откладывал на последний момент. Ведь, как утверждают многие, нас в скором времени ожидает Конец Света.
– Как можно верить мнению, пусть даже и мнению многих?
– Я думаю, вера - естественная способность человеческой души, без которой человек вряд ли может обойтись. Ведь мы верим во многое, и, при этом, без должных на то оснований. Вот, например, ты веришь, что меня зовут Александром, и я в это верю, и потому легко бы откликнулся на это имя, стоило тебе меня позвать чуть погромче (прошу извинить, что не расслышал: я, действительно, не заметил тебя вследствие сильной спешки). Кстати, не должен ли я тебе чего-нибудь? С радостью вернул бы этот долг!
– Вижу я, что слух о конце света всецело овладел твоим разумом. Потому, позволю себе заявить тебе об одном очень важном долге мне… Помнится, в том году ты обещал обстоятельно обсудить вопрос о философии: как может помочь она верующему человеку, нужна ли философия вообще, если принимать религиозное мировоззрение за истинное? Вот, ты, пожалуйста, и верни сей важный долг, пока не поздно и у нас еще есть возможность различения вещей истинных, то есть, мы еще живем ПРИ СВЕТЕ, ну, или НА СВЕТЕ?
– Не уверен, что это – тот долг, который нужно вернуть в первую очередь… Говоря о долге, я имел ввиду денежную сумму или некий дорогой тебе предмет, который я по забывчивости оставил у себя, что касается разговора, то я не уверен, что он поможет нам достойным образом прожить последние дни жизни… Но, помня о нашей старой доброй дружбе, я, все же, соглашусь побеседовать с тобой и посчитаю это не долгом, а той радостью, которую откладывал напоследок. С чего начнем?
–  Давай и начнем с вопроса о дружбе. Как ты считаешь, дружит ли философия с верой или нет?
– Думаю, нет, – наоборот. Вера враждует с философией. Ведь вера - это знание истины, а философия истину ищет, вместо того, чтобы принять ее из рук веры.
– Хорошо. А каким образом обладает вера истиной?
– Только вследствие откровения. Истина сама озарила наше существование, облачившись в одежды веры.
– Но, почему же, друг Александр, ты не можешь принять, что Истина могла бы облачиться и в одежду философии?
– Истина – нечто постоянное, а философия – движение, как учили нас наши общие учителя.
– Так, почему же ты говоришь мне о Конце Света? Если Истина есть и Истина – это постоянство, то, как может мир, в котором живет вера, то есть – истина – умереть, закончиться?
– Вот, Николай, как радостно мне слышать от тебя верные мысли! Истинно, весь мир не умрет и не кончится, а только тот, что пребывает вне откровения, вне веры! Потому и спешу вернуть долги, чтобы перейти на верную сторону.
– То есть, Конец Света – это Страшный Суд, отделяющий зерна от плевел?
– Истинно. Верующих от неверующих, лживых от правдивых.
– Так, выходит, Конец Света – это процесс и движение? Ведь отделение одного от другого – это некое изменение, ну, или "очищение": лжи от налета правды, а правды - от налета лжи? Так, как же может оно быть истинным, если истиной считать постоянство? Истина в том, что ложь - это ложь, а правда - это правда. Вопрос лишь в силе и глубине различающего взгляда.
– Думаю, ты излишне усложняешь вопрос... Процесс отделения одних от других – это вечный процесс, который длится всегда в этом мире.
– Так, выходит, и Страшный Суд – всегда?
– Выходит, так.
– Так, почему же ты вдруг посчитал, что конец света наступит в определенное время? Не ошибся ли ты при этом, не исказил ли древнюю веру, поверив досужему мнению, и не философия ли вернула тебя в русло верного мышления?
– Я принял мнение многих за истину, не учитывая, что всякое мнение – изменчиво. А философия, хотя и есть движение, но, все же,– движение к истине через сомнение в тех мнениях, которые могут быть ложными.  И, несмотря на это, я рад, что мое заблуждение вынудило меня вернуть многие старые долги и почувствовать себя свободнее. Так же, я был рад и нашей беседе, которая вряд ли бы состоялась в ближайшее время, если бы не моя доверчивость мнениям и встреча с тобой. Спасибо тебе. Дружба – великий дар. В том числе – и веры с разумом.
-  Да, Александр. Я и сам вынес из беседы полезное. Кстати, скажи и ты мне: не должен ли я тебе чего-нибудь? Ведь, и мне не хочется покидать сей мир, обремененным долгом. В своей страсти к книжным премудростям, забыл я думать о смерти,  а без мысли о последней минуте  не может быть настоящей философии.
– Нет, не должен. Впрочем, я был бы не против, если бы ты пообещал мне еще одну полезную беседу. Например, о том, можно ли утверждать что-либо, не отрицая при этом другое.
– Эта тема важна и для меня. Желаю тех радостей, что не сделают тебя должником!
– Отличное пожелание! И я желаю тебе радости, ведь мысли о смерти могут сделать тебя унылым и не способным на верное размышление! До встречи!
– До встречи, друг!

11 комментариев:

Unknown комментирует...

Да, конец света неизбежен. Во-первых, когда в недрах Солнца израсходуется весь водород, оно раздуется. Впрочем, оно ещё и до этого иссушит и раскалит земную поверхность. Но продлится эта раздутость недолго. И Солнце станет"белым карликом", не способным в достаточной мере что-либо обогреть и осветить.
Во-вторых, наш Млечный Путь в отдалённой перспективе сольётся с галактикой"Туманность Андромеды".Всё это есть в Сети.
Жалко человечество?А не абсурдно ли жалеть ещё нерождённых?

Анна Н. комментирует...

Конец света наступит для тех, кто отождествляет себя с человеческим телом - это верно! (мне интересно, что вы ответите вдруг подоспевшему анониму).

Unknown комментирует...

Можно отождествлять себя и не с человеческим телом, если верить в"переселение душ". Прожить следующую жизнь собакой, кошкой или более экзотическим существом. Но как-то не хочется. Природе не свойственны жалость и милосердие. А без тела, в т.ч. мозга, сохранение сознания и других свойств личности маловероятно, как корректно выразился Бертран Рассел.

Анна Н. комментирует...

"Тело" - это фикция. Нужно пройти через Декарта - любому начинающему философу, нельзя его просто так отвергать; тогда и к Расселу отношение может стать иным.
О милосердии и жалости в природе, о красоте человека, о телесности: о как чудесно об этом пишет Ван Гог в письмах брату Тео...

Unknown комментирует...

Это пока человек здоров, можно считать тело фикцией. А стоит заболеть, так оно убедительно напомнит о себе. И потом, если оно фикция, зачем тогда ограничения, постЫ? Даже вот взять голову - она и думает посредством мозга, и ест челюстями. Но прежде всё-таки думает: что бы такое съесть, что бы приготовить и как бы не отравиться.

Анна Н. комментирует...

Тело никогда не здорово: неужели люди этого не понимают? Оно - смертно... "Все, что рождено - исчезнет". Но что есть "тело" в философском значении?

Unknown комментирует...

Итак, отныне смертность и нездоровье - синонимы...Конечно, не надо тело(плоть)поднимать на пьедестал, как делается зачастую сейчас. Плоть не то чтобы грешна, она нечиста в физическом плане, и слишком проницаема для всякой гадости извне. Об этом у Сартра есть. Но какой пессимизм у кого-нибудь может породить Ваша первая фраза; ведь тогда здоровый образ жизни теряет смысл. А про философское значение тела судить не берусь. Буду ждать комментария АSMатура.

Анна Н. комментирует...

Почему синонимы? Они логически связаны, но не тождественны. Не придумывайте)
Что есть у Сартра? Можно цитату целиком? При ее развитии и осмыслении, может быть, Вам и не понадобится "помощь" А. С. при определении телесности.

Анна Н. комментирует...

Нездоровье духа проявляется в смертности тела?

Unknown комментирует...

Надо искать У Сартра, как-нибудь найду...не сейчас. Ничего не могу сказать про дух, если уж с телом такая у меня философская брешь. Дух - это что-то неуловимое, где уж мне судить о его свойствах, здоровье или нездоровье. Смертность - это проявление"родительской власти" природы, ведь даже звёзды не вечны. А Пришвин выразился так:"смерть - это налог, взимаемый природой в пользу будущих поколений".

Анна Н. комментирует...

"Проблема тела и его отношений с сознанием часто была затемнена тем фактом, что тело прежде всего рассматривают как определенную вещь, имеющую свои собственные законы и поддающуюся определению извне, тогда как сознание постигают глубокой интуицией, которая свойственна ему. В самом деле, если, постигнув "мое" сознание в его абсолютной глубине и посредством ряда рефлексивных актов, я попытаюсь соединить с ним определенный живой объект, образованный нервной системой, мозгом, железами, органами выделения, дыхания и кровообращения, сама материя которых может быть проанализирована химически в атомах водорода, углерода, азота, фосфора и т.д., то я встречусь с непреодолимыми трудностями; но эти трудности проистекают из того, что я пытаюсь соединить мое сознание не с моим телом, но с телом других" Ж.- П. Сартр. Например эта цитата.
"Тело для меня" - это нечто другое, чем "тело-вещь".

Родительская власть природы... Да... Природы - как "уже другого", что должно стать моим. Спасибо...