воскресенье, 14 июля 2013 г.

Где был я? Где теперь? : философия перед выбором будущего

В рамках проекта "Философическая лаборатория" я решила восстановить свой давний доклад, который был сделан на ВФО "Триумф".


"Где был я раньше? 
 Где я нахожусь? 

Что это, солнце? - 

- Я обманут всеми. 
Я умер бы от жалости, 
случись с другим такое горе. - 
Что ответить? - Моя ль это рука? 
Не поручусь. Проверю. 
Уколю булавкой. Колет. 

Как я б хотел увериться в себе!"

                                                       У. Шекспир. Король Лир. 

"Где был я? Где теперь?.." : философия перед выбором будущего". Вдумаемся в название. Что такое выбор? 

Выбор - это некий внутренний акт, процесс, который может свершиться мгновенно, а может вызревать в течение десятилетий.. Но, главное, - выбор совершает живой. И выбирает человек, как правило, прежде всего - свое внутреннее состояние. Совершая что-то или не совершая что-то, мы выбираем самих себя, а потом уже - свое будущее.

Я утверждаю, что выбор, если это выбор, - то он может быть только идентичным. Выбирает всегда ОДИН. 


Никто не может выбрать за другого. Однако, если кто-то уходит от выбора, за него выбирает, как говорят, - сама жизнь... А точнее - смерть... Есть печальная опция "по умолчанию"... Человек - по умолчанию -  становится объектом воздействия чужой, сторонней воли... превращается в вещь, в функционирующий как-то (возможно, - как надо!) механизм... в раба цивилизации... Отказываясь от выбора, человек исчезает... 


Это - про выбор. Теперь  - о будущем.



Будущее имеется в виду - философии, а не человека, государства, культуры... Впрочем... Как может выбирать философия? Конечно, она выбирает через человека, через "своего человека", через "агента бытия"... 


"Где был я? Где теперь?" : фраза бессмертного короля Лира, оставшегося без королевства и доверия, без любви и признания... Эта фраза, взятая в заголовок, явно указывает на...


...Да, представлюсь! Я - не философ, не мудрец, не софист.. я... -  просто взгляд "на":

уподоблена тут мало известному философу Кратилу из Афин, который, слишком "прямо" понял Гераклита и сделал неверный вывод о том, что ничего ни о чем нельзя сказать ясно (вот так оппонент Декарту!), но можно только УКАЗАТЬ.... 

вот и я - указываю на...


                                              КРИЗИС ФИЛОСОФИИ... 


В начале 20 века Вильгельм Виндельбанд, философ-неокантианец, сравнил положение философии с ситуацией короля Лира в трагедии Шекспира. И не случайно. Накануне, благодаря трудам О. Конта, главного представителя фр. позитивизма, философия не вошла в список иерархии наук (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология). Т.е., ее место заняла социология! Ибо у с. есть позитивная цель: организация людей в общество, а у философии - таковой, как оказалось, нет. 


В настоящее время, мне видится, положение философии не лучше, чем в начале 20 века.


После более чем полувекового привилегированного положения у нас в стране (правда, это касается только диалектического материализма) в качестве идеологической базы социализма и коммунизма, она оказывается на задворках...


Философия утрачивает статус ПРИВИЛЕГИРОВАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и обретает маргинальный статус. Опыт показывает (уже даже и не подсказывает!), что искренние философы - находятся где-то за бортом академической философии, внутри которой заниматься поиском "смысла жизни", истины, справедливости и т.д. - оказывается дурным тоном... 

Из подпольных кругов "выходят", на мой ошибающийся взгляд, предавая истоки, такие философы как А. Дугин, Ю. Мамлеев...  - ибо утрачивают статус одиночек и обрастают "необходимостями", т.е. поражаются обычной болезнью das man)

Ведутся споры о том, что есть философия, в каких отношениях она с наукой, искусством, литературой, религией, обыденностью.


Философия пытается определить свою сущность и предмет, подобно королю Лиру, вопрошая: "Кто я?".


И что-то, кажется, начинает происходить внутри ее лакун...

Назревает ситуация ПОВОРОТА, ВЫБОРА, ИСХОДА.

В 1990 был спор по поводу необходимости философии в структуре высшего образования.


В 2005 году экзамен по философии ликвидирован из кандидатского минимума.

Дух прагматизма, меркантилизма не создает благоприятной среды для развития философии в России.


Угрозы для философии: коммерциализация образования, машинные формы контроля, массовая культура, псевдонаучные практики и суеверия, постмодернизм, подмывающий основы всякой стройной системы, философская "мода", технократизм и мышление "по шаблону", антропологическая практика "расчеловечивания".


Человеческое общество, по сути, остается БЕЗ ФИЛОСОФИИ.


А человек остается наедине с собой. И... изобретает велосипед снова... Потому что, чтобы познать себя, увидеть себя... ему необходим ... метод... необходим язык познания... необходима философия... 


Современная философия (в ее упадническом постпозитивистском состоянии) не способна  принять вызов времени и произвести масштабный синтез (общественных) знаний, стать руководством к повседневной жизни субъекта. Субъект отягощается "объектами" и исчезает... "Слишком много всего". 


Философию и философов мыслящие люди воспринимают сегодня скептически.


Сами же философы в ответ говорят: "Философия и не должна быть всеобщей" (А. Пятигорский).


Между обществом и философией зреет разрыв. 


Но сокращается разрыв между Человеком и Философией. Человек и сокращает и обнаруживает разрыв между сущим и бытием... 


       Эдвин Остин Эбби. Гонерилья и Корделия


Кризис гуманизма в обществе обозначается усиленным поиском новых оснований для Человека Одинокого, потому что человек сопротивляется обезличиванию cебя в обществах, ведь он - ПРОСТО ЕСТЬ! Человек сопротивляется обезличивающему общению. А агент бытия сопротивляется вовлечению в сущее... Для агента бытия дискурс Смерти, Уничтожения - становится одним из главных, ведущих... Memento mori.. 


А вовне, в обществе - все ценности переоцениваются, подвергаются сомнениям... Тают айсберги утраченных смыслов... затопляются материки достоверного... разворачивается после конца истории - абсурд постмодерна... 


Человек мыслится как преодоление границы... преодоление себя... Но, чтобы остаться собой при ПЕРЕХОДЕ В БУДУЩЕЕ, ему необходима ... ФИЛОСОФИЯ... необходим канат, натянутый между "нет" и "да", между прошлым и будущим, между существованием и бытием... 


Таким образом, свершается не экзистенциальный (как во времена Сократа), не гносеологический (как во времена Декарта), но ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ поворот Философии к Человеку. Вот почему актуален М. Хайдеггер, П. Флоренский, греческие философы-досократики... Потому что мы по-настоящему, глубинно, бытийственно нуждаемся в ЯЗЫКЕ, НА КОТОРОМ МЫСЛЯТ! И агенты бытия являют свое привилегированное положение! 


Как и досократики, мы оказались в ситуации НЕПОЗНАННОГО МИРА, С НЕОБЪЯТНЫМ ОБЪЕМОМ разнонаправленных ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ...


И, тот, кто Философ, подобно одному из 300 спартанцев, стоит в УЗКОМ УЩЕЛЬЕ МЫШЛЕНИЯ, сопротивляясь ВОДАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОПА...
Стоит, словно Страж с вращающимся мечом... 


Философский язык - оружие против хаоса и оружие против кристаллизованного машинного порядка. Обоюдоострый меч!



2 комментария:

Unknown комментирует...

Человек...Не абстрактный человек чаще всего не представляет себя вне определённой общности (страны, области, города). Большинство людей тяжелы на подъём, их пугают перемены. Поэтому, не обладая достаточно полной картиной действительности, они рассуждают со своей позиции или с позиции своего положения в обществе. Для этого и существуют общественные организации,в т.ч. политические партии, клубы по интересам и др. Наше ВФО в их числе, также и СТИХИ.РУ, да мало ли ещё...Информационный"космос"полезен для развития кругозора тех же школьников, и для заскучавших было пенсионеров, например - они могут в Сети обсуждать садоводческие вопросы. Но всё имеет и оборотную сторону. Много риска для"умов, ни в чём не твёрдых". Ну ладно, если юноша или девушка любознательны, имеют вкус к чтению. Такие приблизятся к философии и, весьма вероятно, заинтересуются ею, пусть даже на какое-то время, пока учатся, пока нет семейных забот... А остальные...Не знаю.

Анна Н. комментирует...

Философия - не для всех, мне кажется. И не должна быть для всех. Она для философов.
А Сеть - только рычаг, орган (для актуализации каких-то внутренних человеческих потенций). Нет живописи - нет искусства владения кистью. Нет кисти - нет искусства живописи.