суббота, 21 сентября 2013 г.

Моя небольшая статья посвящена попытке охватить одним не очень искушенным взглядом три поднятые в разных местах и в разное время проблемы: современного кризиса и его причины согласно философии А. Штайнзальца - 1, критики эмансипации евреев К. Марксом в его статье «К еврейскому вопросу» - 2, идеи моей собеседницы, поэта и музыканта В. С. о том, что русскому человеку свойственны «широкие внутренние пространства»,  которые не могут быть «захвачены» и «освоены» никем и ничем, кроме как… самостоятельно…

Для начала предположим, что существует недоступная никому в качестве чего-то внешнего, «объекта», Субстанция. Но она есть и есть исключительно как единица, единое. Допустим, она есть не что иное как внутреннее (я такова, что "своя рубашка ближе к телу" ) пространство (бытия, а не существования) конкретного человека, не просто способность к отражению того, что вовне, не вторичное, а, повторюсь, - единое. Просто «ЕСТЬ».  
Мы не можем утверждать, что есть этот текст, компьютер, человек, который придумал и напечатал этот текст: потому что для нас это - некие иллюзии, преходящее, обретающее свое значение только в непрерывном потоке ощущаемых нами явлений (текст подвергнется критике и правке, компьютер будет заменен и т.д.) Нет, ЕСТЬ что-то иное, Другое. ЕСТЬ то, благодаря чему есть всё перечисленное выше. (Человек, творящий «из себя» образы - это самое «ближайшее» проявление этой заявленной нами Субстанции).

Теперь представим, что существует Грандиозный Объект, состоящий из сложных ансамблей «малых объектов», которые возникли благодаря какому-то условию, в которых оказалось ЕСТЬ, и которые могут выступать в качестве субъектов в определенных случаях. Если Грандиозный Объект хорошо отрегулирован, ему, собственно, вовсе не нужны никакие «субъекты». ( Не казалось ли вам когда-нибудь, что государство стремится к абсолютной власти над человеком?)

С одной стороны человеку предстоит - внешняя среда: природа, социум.
С другой стороны - внутри него зреет «внутреннее пространство», требующее свободы как условия для проявления всех внутренних качеств.   
Внешняя среда - это определенная структура, формирование, которое нуждается в воспроизводстве. Человек обречен играть роли внутри природных и общественных структур, ансамблей. Он - и швец, и жнец, и…
А на дуде играть - не надо! Зачем Грандиозному Объекту игра на дуде? Ну, только если этот Объект - одушевлен и требует, допустим, прославления себя, только, если сам обладает каким-то «внутренним пространством», которому доступно и слышание и видение... Но, воспользуемся бритвой Оккама:  отринем эти мысли.
Теперь о человеке. Человек - существо уникальное,  он - субъект. Субъект - это тот, кто является источником активности, и он не есть объект. Если человеку говорят: «Возрадуйся!», то потому, что признают в нем субъекта, так как страдает только мертвая, пассивная материя. Как субъект человек занимается искусствами, делает то, что не является вполне рациональным с точки зрения Грандиозной Структуры. Человек - одновременно и субъект, и объект. У него, словно бы, «два измерения», и, значит, две родины. Обязан ли он «внутренним пространством» внешнему? Кто говорит - да (материалисты) не понимает самой сути вопроса: мыслящее само себя бытие столь разительно отличается от мертвой материи объективного мира, что предположение «рождения» сознания изнутри материи одновременно говорит о какой-то невероятной свободе, свойственной миру. Как может материя произвести не-материю? Как может Объект произвести субъект? Только так: ЭТО ДЕЛЕНИЕ ВСЕГДА БЫЛО.  Материя и сознание представляют собой диалектическую пару. Субъект и объект - тоже.
Теперь представим, что Грандиозная Структура, Большой Объект - болен, разлагается, это проявляется в том, что объекты, из которых он состоит, враждуют друг с другом, убивают друг друга. Но, допустим, Грандиозная Структура лишена чувств, она просто «находится» в таком виде, ей абсолютно нет дела до «боли» воспроизводящихся объектов-субъектов. «Воспроизводитесь!» - таков будет ее властный лишенный сочувствия глас. «Воспроизводитесь при любых условиях!».

Естественно, субъект мыслящий, различающий, будет страдать внутри такого Объекта и скажет : «Я ничего общего с ним не имею. Я - «иного рода». И будет с ужасом смотреть на тех, кто пирует во время чумы. Потому что для этого субъекта ясно, где - чума, где - пир, где - здоровье. И он скажет в конце концов: «Моя родина - не здесь, если я страдаю. Если бы я радовался, то был бы «здешним». Но я страдаю и болею - значит или родина моя - не родная, или ее подменили, или она - тоже болеет и страдает, так, что ее уже не узнать. «А не внутри Мертвого ли тела я живу?!» - подумает, наконец, субъект.

Человек  мыслящий внутри безразличного к внутреннему не признается самим собой (признается безумным с точки зрения Объекта) - и он элиминируется, изгоняется вон. Человек - Элиминируется.

Однако, тот, кто болеет во время болезни - именно он и есть здоровый.

Теперь - к рассуждению А. Штайнзальца.

Но, сначала, небольшая самокритика, дело в том, что в нашу «картинку мира» проникла одна досадная червоточина. Мы сначала предположили существование Субстанции - Единицы, а потом говорили: Субъект и Объект. Теперь предположим, что Объект и Субъект - это и есть Одно, но с некоторой разницей, допустим, во времени и в пространстве. Болеет субъект - болеет Объект. Эгоистичен Объект - эгоистичен субъект. Как решить проблему? Адин Штайнзальц говорит: НУЖНО ОТКРЫТЬ ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, выйти из плоскости, где существует кризис, совершить Исход. Субстанция оказывается недоступной не только как чистый «объект», но и как чистый «субъект».
Исход может представляться и как механическое движение «из» и «от». Так евреи ушли из Египта, унося внутри идею нового мира.
Теперь - 19 век. К. Маркс в статье «К еврейскому вопросу» критикует евреев в их желании получить равные права с гражданами приютивших их стран, не «избавившись» от своей религии.  Такое признание прав, если рассудить логически, есть признание верховенства евреев (потому что в данном случае ущемляются религиозные чувства автохтонного населения). И, вообще, для страны, внутри которой живут граждане, чье внутреннее пространство напоминает кота в мешке - опасная ситуация. Евреи создают опасность еврейской государственности…
Опять возвращаемся в наше время: Адин Штайнзальц говорит, что «нужно избавиться от эгоизма, чтобы избавиться от кризиса». Но эгоизм - разве это равнозначно «внутренней свободе»?! Нет, эгоизм - это самозамыкание внутри своего пространства и нежелание «исправлять» «страдающий», очень сложный, но несовершенный Грандиозный Объект. Эгоизм - это пренебрежение к свободе другого, нежелание «пересечения» внутренних пространств, нежелание активного деятельного «отражения Среды»…  Эгоизм проводит непроходимую черту между «субъектом» и «объектом», между «субъектами».  Но он нужен, чтобы сохранить частицу жизни внутри безнадежно мертвой среды, и он же - мешает, когда есть стремление «оживлять пространства», проецировать свою внутреннюю жизнь на процессы внешней среды и наоборот.

При чем же тут мы, те, кто думает и говорит об этом? При том, что у нас тоже есть свое «внутреннее пространство», вольность, которая никем и ничем не может быть занята без хитрости и без силы.
И все, что нам нужно - это «разворачивание» наших возможностей мудрым  воспитанием и образованием - с тем, чтобы мы приняли свое уникальное участие в судьбе Грандиозного Объекта, возможно, подвергнув его операции Окончательного Уничтожения, Возрождения или Оживления…  И, может быть, такой процесс есть Возвращение на забытую «родную» Родину, где внутреннее пространство субъекта спасается и сохраняется Целым (в которое преображается  мертвое Грандиозного Объекта). Кто его знает, может быть, мы уже свидетели этого Процесса…  

Ps Благодаря Человеку Мир может стать Богом… 

4 комментария:

ASMatur комментирует...

Красиво звучит! Но...
Штайнзальц везде пишет "Б-г".
У мудрых не принято писать "Бог".
Почему? А кто его знает?!
Может, потому, что никто не знает ЧТО ЭТО ТАКОЕ. Давайте и мы попробуем ... мудреть...:-)

Анна Н. комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анна Н. комментирует...

Звучит - уже хорошо. А то, думается, немного "глуховатый текст"...Но - спасибо, А. С.!

Кстати, я думала о том, как не писать "о". Но, пришла "вредная" мысль, что я "уподоблюсь" А. Штайнзальцу и др.

Может, мне лучше не стоило писать "Субстанция", а надо было - "С-ция"? Но, вдруг, тогда бы кто-нибудь подумал, что "станция", или "сенсация", или, не ровен час, - "стагнация"...

Получается, все дело в том, как и что ИМЕТЬ ВВИДУ... А осторожность в написании (я же согласна с Вами!) лишь покажет, что пишущий - "не какой-нибудь там фанат", но признает существование живой Тайны (это слово можно писать без "тире").
Дерзость, прорывающаяся в написании целым словом - это та же самая дерзость, что критикует недосягаемого К. Маркса...
И эта дерзость, видимо, мало совмещается с мудростью...

Анна Н. комментирует...

Потому что я - лишь хочу быть как ученик, но не учитель.