воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Вечно юный...

Ум – не рассудок, не скелет
Сознанья, духа и природы,
Ум – средоточие свободы,
Сердечных таинств ясный свет.

Ум – вечно юная весна.
Он – утро новых откровений,
Игра бессменных удивлений.
Ум не стареет никогда.

                               А.Ф. Лосев

"Как сказано в Откровении Иоанна Богослова, «Господь Вседержитель … был, есть и грядет», и эта тройственность бытия находит свое отражение в иконографии Спасителя. Большинство икон, включая такие как Вседержитель и Нерукотворный Спас, представляют Христа таким, каким он был на Земле: младенцем, отроком или мужчиной в возрасте проповедничества. Образ «Спаса в силах» отображает Второе пришествие и относится, таким образом, к ипостаси «грядет». Что же касается первой ступени, предвечного бытия Христа, здесь можно выделить редкую иконографию «Ангел Великого совета», известную на Руси по иконе Спаса «Благое молчание".

Ангел Великого совета представляет образ Христа до его воплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде юноши с крыльями за спиной. Ангел изображается в белой далматике, которая символизирует чистоту и бесплотность духа, голову же Его окружает крестчатый или особый восьмиугольный нимб, присущий господу Савоофу. Нимб состоит из двух наложенных друг на друга квадратов красного и черного цвета. Красный цвет знаменует божественность, черный (или зеленый) — непостижимость Творца.»




Источник: 
http://mirikon.org/ikonografiya/iisus_hristos/spas_blagoe_molchanie/

Для человека, видящего суть другого человека, не существует возраста.
Мудрость есть подлинная красота, краше которой нет ничего на свете. 


14 комментариев:

ASMatur комментирует...

Мне кажется, Лосев хотел сказать что-то о Разуме Человека, который есть Интеллект. Но сказал что-то не совсем то, что хотелось бы ему самому. Ум, разум, от античного Нус - разума Вселенной, в общем-то всё это - понятия абстрактные, толком не определенные ни философией, ни наукой...

Другое дело - ИНТЕЛЛЕКТ. От ЭНТЕЛЕХИИ у Аристотеля. Это есть философская категория, определяющая способность человека отображать действительность при посредстве Божественной Троицы - Искусства Живописи и Искусства Музыки и Искусства Слова. Что сюда можно добавить? что отнять? - НИЧЕГО! И это - свидетельство Абсолютной САМОДОСТАТОЧНОСТИ. Не так?

Анна Н. комментирует...

Ну, наконец-то! Комментарий! ( так... отмечаю красной галочкой сегодняшний день в календаре...)

Ну, конечно, - Энтелехия! Вечный Ум! Вечная весна, начало, движение! Самодостаточность! Из самого себя себя рождение - вечное движение. Троица. Я так на данный момент воспринимаю Троицу: начало, конец и путь, соединяющий начало и конец - и это все это есть Одно, Единое.

По Аристотелю, предмет мысли движет рассудок, способность познания зависит не только от ума, но и от предмета познания, выходит, согласно моей женской грубой логике, - мысль об истине есть истина (если это мысль об истине, а не о чем-то другом), и, если истина вечна - то и мысль о ней вечна.

Живопись, Музыка, Слово - "истечения" Мудрости, Красоты. Так?

Анна Н. комментирует...

Вот еще мысль: мы о явлениях, именно потому, что истина скрыта в символах, судим не напрямик, а посредством Троицы: искусства Живописи, Музыки, Слова.

Познание истины реализуется через творчество - ?

ASMatur комментирует...

Ну вот опять...
Какой там вечный Ум? Зачем эти восторги? То о Душе, то об Уме?
Энтелехия есть третье начало человеческой сущности - по Аристотелю (см. его "О душе").
Два других - материальное тело и душа...
Эти три вещь отражают абсолют Вселенной, который лично я обозначаю тремя словами - СМЫСЛ-ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ...
Причем ОДНОГО без ДВУХ других - не бывает. Как и трех без ОДНОГО.

И все это воплощено в человеке как МЫСЛЬ-ТЕЛО-ДУХ.

У попов человек это ТЕЛО и ДУША, у иных - то тело, то душа. Но ни у кого нет ТРЁХ. Почему?
Потому что никто еще не увидел, что в каждом из трех та же ТРОИЦА, только что под другими именами...

Но именно отсюда и возникает ДЕВЯТКА - "число человека" у древних мыслителей.

ASMatur комментирует...

А мне представляется, что через Творчество происходит самореализация человека как Человека...
И в этот момент нафик она ему нужна - истина. Он о ней даже и не думает...
Поскольку он сам и есть Ея Величество - ИСТИНА.
Ибо он в момент Творчества и сам - Творец, т.е. - Человек как ОБРАЗ и ПОДОБИЕ БОЖЬЕ!

Анна Н. комментирует...

Согласна. Восторг делу помеха. Делу познания. Пусть прочие восторгаются и Платоном, и Аристотелем, и Гёте с Гегелем, и собственными мыслями, я же попробую бесстрастно познавать. Хотя, слышала и такое: нет понимания без любви... но любовь и восторг - разное, так что, расстраиваться мне не о чем, будет надо, полюбим и Аристотеля :)

Аристотель пишет, что душа - это энтелехия тела, т.е., форма его. "Итак, если нужно обозначить то, что обще всякой душе, то это следующее: душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего органами. Потому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать ни относительно воска и отпечатка на нем, ни вообще относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле". Единое и бытие в собственном смысле.
Нет, не надо ставить в общий "ряд" и душу, и тело, и энтелехию. Тонкое это место у Аристотеля.
Как я поняла, благодаря энтелехии душа и тело - одно. Мощная формула :)

Попы, тех, которых я слышала, только и говорят что о духе, который душу и тело в узде держит. Про энтелехию ли вещают при этом: вот в этом я сомневаюсь.

Менталитет есть массовый, который видит человека как тело, в котором засела душа: его пробить можно только чудом, а есть и фарисейский (Д. Щедровицкий и др.), у них очень сложное видение человека, даже четырехчастное: сома (тело), душа - из двух частей (в этом месте попахивает хасидами) и "внутренний человек" вдобавок, а все вместо - это целое.

Мне бы Гегеля осилить сначала (да и Гёте). Потом Флоренского. Потом - Лосева. Это путь не одного года упорного труда, видится мне. Не верю я современным "кандидатам" и "докторам" философии...

А что касается девятки, я вот что про нее знаю: это самое несовершенное число, потому что - перед совершенной десяткой. Но, благодаря девятке, все движется, все становится, все стремится быть...

Анна Н. комментирует...

Так и есть! Человек уже не помышляет об истине, потому что "озарён" и "светится"!
Но, смею уверить, нет ни одного великого поэта-художника-писателя-режиссера, кто бы об Истине не задумывался глубоко на досуге.

ASMatur комментирует...

Именно так. Но никто не заглянул ей под подол (другой вариант: никто не задрал ей подол - более грубый, но и более афористичный вариант)

Анна Н. комментирует...

Мне думается, у истины нет "изнанки". Она со всех сторон Едина.
А кто думает "задрать подол", обрекает себя на безмолвие и на собственный длинный подол :)

Анна Н. комментирует...

Сделать "низы" - "верхами" не сможет наглец и шутник, но - только сам портной :)

ASMatur комментирует...

Когда-то я записал отношение Правды и Истины: Кто хочет знать Правду об Истине, тот должен знать, что Истина не терпит Правды.
Однако прав и Флоренский: "Если истину ищут, значит она есть".
Но её нельзя найти вне символа. А её символ - Радуга в облаке над землёй.

Анна Н. комментирует...

Только сейчас стих прочитала у С. Федорова:

Спускаются на землю облака
и небо разговаривает с нами,
как - будто, чья то добрая рука
с души снимает притяженья камень.

Смотрю я, и не верю я глазам,
не может быть, чтоб было все так просто -
спускаются на землю облака,
с живущими поговорить серьезно.

И с радостью мы в облаках парим...
И с нежностью друг друга обнимаем,
и искренне о чем то говорим
и со слезой кого - нибудь прощаем.

И мир для всех становится един,
где словно птицы машем мы руками,
и в облаках над пропастью парим
и небо разговаривает с нами.

(с) http://www.stihi.ru/2013/06/16/3605

ASMatur комментирует...

Весьма чувственный человек, это С.Федоров. Почти как я...
Который тоже готов прощать всех - со слезой...

Анна Н. комментирует...

Да... Сначала - осуждать, потом - прощать. Не успел Богданов простить - и сам погиб. Да...

Как начнешь осуждать, то и вспоминаешь: "Отче наш, Сущий на Небесах...".

Быть бы таким, что бы никто обидеть не смог вовсе - было бы хорошо. Таким "железным" - легче. А женщине в философии нужна двойная защита, двойная, стало быть, хитрость...