пятница, 13 июня 2014 г.

Отношение к Истории


Практическое философствование (как созерцание помыслов и различение подлинного) позволило автору статьи осознать , что он нуждается в самостоятельном и принципиальном отношении к истории. 

         История – гуманитарная дисциплина. Отношение к истории  как к счетной науке - убийственно для неё. Излишне теоретическое восприятие истории: как мудрёной гуманитарной практики (быть может, я слишком строга к некоторым современным историческим концепциям?) – также, на мой взгляд, губит историю. 

        История имеет свою Музу, как и поэзия, поэтому, можно сказать,  что она – 


вполне жизнеспособна в платоновском смысле. 
       
           Муза Клио. Музеи Ватикана
Пьер Мигнард. Муза Клио, 17 век

В русском изобразительном искусстве идея Истории, на мой субъективный взгляд, нигде не отражена лучше, как в иконографии Божьей Матери. Я не указываю здесь на прямую, грубую аналогию, но лишь намечаю заведомо субъективную линию. В лике Елеусы (Милостивой, сострадающей Божьей Матери), мне видится идеал отношения к Жертвам Истории - всем тем, кто "живот отдал", чтобы мы могли быть Человеком. Таким - внимательным и милостивым -  видится мне отношение к свершившемуся прошлому. 


Симон Ушаков. Елеуса, 17 век
                 
Итак, история – это прежде всего моя (человеческая) история, свершающееся всегда и везде *для меня откровение мира.  История являет нам единство мыслящего духа, проявляющуюся в таких качествах индивидуального сознания как доблесть, отвага, честь, мужество (не правы те, кто думает, будто мыслящий дух производит только "несчастное сознание"). Может быть, к практической истории (а что такое история как практическое занятие историей? - выбор и чтение исторической литературы, поездки по памятным местам, разговоры со свидетелями событий, простое внимательное общение со старшим поколением, размышления о прошлом, ну и, естественно, участие в раскопках, работа в архивах и т.д.)  - должно быть такое же благоговейное отношение, как и к молитве или творчеству? Человек, обращающийся к истории, погружающийся в историю, - свершает путешествие подобно Одиссею. В странствие ему предстоит взять самое главное: принципы, веру в истину, добро, красоту, справедливость. Иначе,  путешествие может дурно окончиться для многих – погружением в Лету, небытие.  

         История – это и процесс и состояние

Процесс: как существование человеческих обществ с определенными социальными институтами, растянутый во времени и пространстве синтез социальных институтов, разворачивание общечеловеческих идей, замыслов, осуществление осознанных человеческих возможностей. 

Состояние: актуальный срез культуры и человеческой памяти.

          В какие-то периоды (во времена заброшенности по М. Буберу) важнее становится деятельное, процессуальное измерение истории – нужно делать, а не размышлять, или – делать и размышлять; в другие – возрастает роль внутреннего имманентного измерения, когда необходим труд по осмыслению прошлого и связанного с ним настоящего (во времена  обустроенности).

 Конечно, в истории оба процесса, к счастью, происходят параллельно. И, в зависимости от склада ума и характера, у каждого историка (историка как участника истории) будут свои предпочтения.

         Сейчас, мне кажется, важно осмыслить то, что случилось, чтобы избежать ошибок. Осознать свое прошлое важно каждому человеку, а не только семьям, родам, народам, странам, цивилизациям.  Для меня история – это, прежде всего, память о Главном, о тех событиях прошлого, благодаря которым мы в настоящем можем быть мыслящими, чувствующими, действующими людьми, обладающими прекрасными возможностями, необходимыми правами и вызывающими уважение обязанностями.

         История в моем понимании - это история, прежде всего, Человека. Плодом истории является человек. История – плавильный котел, в котором зарождается и закаляется человеческая сущность: Человечность. С одной стороны, история «глотает» своих детей, так как неизбежно стирается память о прошедшем, о живших. С другой стороны, благодаря истории, процессу кристаллизации ее в культуру, благодаря тому, что она «накапливает» достижения жертвующих своим временем-жизнью во имя вечности-истины-красоты-правды - она дарит человеку - тому, кто жертвовал и тому, кто принял жертву, - возможность бессмертия. Но лишь возможность: потому что теперь, после жертвы, все зависит от того, как поступят потомки с культурным наследием предков.
        Отношение к прошлому как  Наследию – важный аспект культурного (человеческого) сознания, самосознания. Если человек мыслит себя только случайностью, только неким «электромагнитным облачком вдруг возникнувших мыслей», конечно, ни о каком самосознании и самопонимании речи быть не может (не всякие  помыслы - человеческие, наши).

        Историческое мышление – это труд. Плод его - укрепление себя в Человечности. 

        Настоящему человеку не хватает ощущения своих корней, переживания корней. Не хватает «ухода» за своей корневой системой. Он приучается жить только настоящим, жертвуя своим и общечеловеческим прошлым. В истории русской философии много интересных идей было выдвинуто почвенниками, славянофилами.
Отрицать их – нельзя. Но важно ощущать и общечеловеческие корни. Тут нет одной только угрозы со стороны глобализирующегося мира: встречаясь с разными культурами, мы лучше осознаем себя, свою уникальность.

      Одним словом, прошлое – это не посторонние события.
      История – это не  школьный предмет, который можно изучать на «2» или на «5». История – это лаборатория человечности. Причем, протест против обезличивающих сил истории, против кровожадности
Erdgeist – Мирового Духа - так же ценен для становления человека, как и осознание блага альтруизма. Для осознания себя важны и "Евгений Онегин" и "Василий Теркин".

      Когда человек обнаружит, что живет не в человеческом обществе, а в стаде обеспамятовавших полуживотных, - будет уже поздно.

      Важно осознавать свои корни. В том числе, исторические.
      
         Например, благодаря развитию письменности и книгопечатания, изобретению информационных технологий, Интернет, - я могу свободно читать шедевры художественной литературы, слушать шедевры классической музыки (еще прекраснее будет, если можно будеть читать все в подлиннике и слушать "живую музыку").  Могу, одним словом, прикоснуться к тому, что создано величайшими талантами и гениями. Имею возможность сделать попытку «расшифровать» их послания мне.  Благодаря революциям, борьбе за элементарные права женщин, я имею возможность учиться, получить образование, заниматься любимым делом, имею возможность независимо мыслить, философствовать.

       Очень важно ценить то, что сделано другими для твоего становления, обретения тобой права познавать мир и себя, открывать все новые пласты культуры, получать важные знания, обнаруживать истины,  преображающие тебя из полуживотного (или из состояния "женщины как друга человека")  в человека мыслящего.  

История воспитУет человека. Питает его знанием фактов, некоторых правд,  обнаруживших себя в ходе человеческой истории.

История, как ни банально это звучит, должна мудро преподаваться в школе. На историке лежит ответственность: какие правды (или, может быть, все сказанное будет ложью?)  раскроет он детям. Полезны ли эти правды для становления в каждом ученике человечности? О чем нужно сказать в первую очередь, о чем – позже?

Одним словом, несмотря на то, что к истории, которую я изучала в вузе, у меня пробудилось скептическое отношение, я с радостью обнаруживаю в себе благоговейное отношение к самой Идее Истории, идее, которую, к счастью, я могу предполагать и пытаться мыслить как человек размышляющий.



Комментариев нет: